www.moral.ru

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

разделение
св. Кирилл Иерусалимский
 
разделение. Воплощение. "смешение"
Седьмой Вселенский Собор
 
раны
Четьи-Минеи 10 ноября
 
раны
св. Григорий Богослов
 
раны
блж. Августин
 
раны
св. Григорий Палама
 
раны
блж. Николай Кавасила
 
раскол
блж. Августин
 
раскол
Котович Ал.
 
раскол
св. Филарет Московский
 
раскол. беспоповцы
св. Филарет Московский
 
раскол. беспоповцы. демократия
св. Филарет Московский
 
раскол. демократия
св. Филарет Московский
 
раскол. против модернизма
Рецензия на "Русский старообрядческий календарь"
 
распря. V ересь. предведение
св. Феофан Затворник
 
рассеянность
св. Филарет Московский
 
рассуждение
св. Феофан Затворник
 
ревность
св. Феофан Затворник
 
ревность. горячность
св. Григорий Богослов
 
ревность. горячность
св. Нектарий Эгинский
 
редко
св. Григорий Богослов
 
редко
св. Иоанн Дамаскин
 
редко
Дигесты Юстиниана
 
речь. противоположность
Аристотель
 
род. genos. предикабилии
Аристотель
 
родословие. наследие. колено
Числ. 36:6-9
 
родословие
св. Феофан Затворник
 
рождение. род
еп. Немезий Эмесский
 
 
разделение
св. Кирилл Иерусалимский
"Хотя рассуждения наши о Святом Духе разделяем мы, но Он Сам неразделим и есть Один и Тот же. Ибо как в беседах наших об Отце иногда предлагаемо было учение о Его единовластительстве, иногда о том, почему Он именуется Отцом, или Вседержителем, а иногда о том, что Он есть Творец всего, и между тем разделением поучений не разделялась вера: ибо и был, и есть один конец благочестия. И как в беседах о Единородном Сыне Божием в одно время поучали мы о Его Божестве, а в другое предлагали учение о Его человечестве, и хотя разделяли учение о Господе нашем Иисусе Христе на многие рассуждения, однако проповедывали неразделяемую в Него веру; равным образом и ныне, разделяя поучения наши о Святом Духе, мы проповедуем нераздельную в Него веру".
св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 17-е//Огласительные и тайноводственные поучения. М.,1900. С. 270
 
разделение. Воплощение. "смешение"
Седьмой Вселенский Собор
Седьмой Вселенский собор приводит слова св. Григория Богослова: "если различаются естества силой мышления, то различаются и имена", и говорит далее: "И все святые отцы наши, не допуская смешения, говорят, что два естества (во Христе) разделимы в смысле различия, но не разъединения их... Несторий предметно разделяет естества, говоря, что иной Слово Божие, и иной родившийся от Девы, делит Его на собственно человека и собственно Бога. Кафолическая же церковь, исповедуя неслитное соединение, мысленно и только мысленно разделяет естества, нераздельно исповедуя и по соединении их одного и того же Еммануила".
Опровержение коварно составленного толпою христиано-обвинителей и лжеименного определения. Деяние 6-е Седьмого Вселенского Собора//Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе. Т. 7. 2-е изд. Казань, 1891. С. 225
 
раны
Четьи-Минеи 10 ноября
Мученик Орест-врач явился св. Димитрию Ростовскому и, показывая раны, сказал: "Я больше пострадал за Христа, чем ты написал" и давал ему видеть: "Сие мне косою рассечено", "Сие мне железом прожжено", "Сие мне перерезано". "Видишь, что я больше пострадал за Христа, нежели ты написал".
 
раны
св. Григорий Богослов
Ангелам "недоумевающим по причине тела и знаков страданий, без которых снисшел, и с которыми восходит, и потому вопрошающим: "кто есть сей Царь славы?" (Пс. 23:7)- ответствуй: "Господь крепок и силен" - "силен" как во всем, что всегда творил и творит, так и в нынешней брани и победе за человечество; и на двукратный вопрос дай двукратный ответ. Если будут дивиться, говоря, как в лицедейственном [драматическом] представлении у Исаии: "кто сей пришедый от Едома" и от земных? и отчего Бескровного и Бестелесного "червлены ризы", как у виноделателя, истоптавшего полное точило (Ис. 63:1-3)?- ты укажи на лепоту одежды пострадавшего тела, украшенного страданием и просветленного Божеством, которое всего любезнее и прекраснее".
св. Григорий Богослов. Слово 45, на Святую Пасху//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 678
 
раны
блж. Августин
"Не знаю как, но мы исполнены такой любовью к блаженным мученикам, что желали бы и в будущем царстве видеть на их теле следы тех ран, которые они приняли за имя Христа, - и может быть, увидим. Раны эти будут в них не безобразием, а достоинством, некой, хотя и в теле сияющей, красотой, но красотой не тела, а добродетели. Тем не менее, если мученики лишены были здесь каких-нибудь членов, они не останутся без этих членов в воскресении мертвых, которым сказано: "влас главы вашея не погибнет". Но если в новом том веке признано будет нужным, чтобы следы славных их ран были видны на бессмертной плоти, то там, где были, как сказано, отняты или отсечены члены, появятся следы ран, и появятся на тех самых// снова возвращенных, но не потерянных частях. Итак, хотя всех имевшихся на теле недостатков тогда не будет, однако в числе этих недостатков не должно считать или называть упомянутые следы добродетелей".
блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1910. Часть 6. Кн. 22, гл. 19. С. 366-367
 
раны
св. Григорий Палама
"...смертное и страстное тело не могло бы являть раны и пробитые места и в то же время пребывать целым и здравым, но Он-то был силен явить, кому пожелал бы, вместе с бесстрастием и бессмертием тела и раны, и язвы, которые Он раньше подъял, и при этом чтобы это Его Тело нисколько не меньше пребывало бессмертным и бесстрастным. Из этого я также заключаю, что и те, кто пострадали за Христа, носят на своем теле раны в виде вечного украшения, потому что, как, например, оконные отверстия, хотя и ничем не способствуют солидности здания, однако являются не безобразящими его, но необходимейшей утварью домов, впускающими внутрь свет и позволяющими живущим видеть то, что делается вне, таким же образом вот и страдания а теле, перенесенные ради Христа, и следы оставленные ими стали для возымевшего их как бы окнами, пропускающими невечерний свет и при сиянии этого света познаются как дело божественной красоты или, лучше сказать, сияния, а не отражают неприглядность ран, не говоря уже о том, что они не идут вразрез с бесстрастием, но более принадлежат бессмертию".
св. Григорий Палама. Омилия 17, на евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения)//Беседы: В 3 т. М., 1994. Т. 1. С. 184-185
 
раны
блж. Николай Кавасила
"Здесь [в лике спасенных] те, кои заботами, и злостраданием, и трудами, и попечением о подобных себе доказали свое стремление ко Христу; там те, кои подражали страсти Его и предав себя мечу, и огню, и смерти, еще показывают раны на блистающих телах своих, и следами язв хвалятся, как бы победной надписью - лик ратоборцев с // славными ранами вокруг царя, победившего ради страданий, и как говорит Павел: за приятие смерти славою и чести венчанного!"
блж. Николай Кавасила. Слово 6//Семь слов о жизни во Христе. М.,1874. Гл. 36. С. 129-130
 
раскол
блж. Августин
"... вялость раскольников..."
блж. Августин. Об истинной религии//Творения. 2-е изд. Киев, 1912. Часть 7. Гл. 5. С. 10.
 
раскол
Котович Ал.
Император Александр I в первый год царствования выпустил секретный указ о мягкости к старообрядцам. В 1816 г. Московская духовная цензура не пропустила на основании этого указа книгу еп. Афанасия Пензенского "Догматы, малаканскую ересь содержащие".
Котович Ал. Духовная цензура в России (1799-1855 гг.). СПб.,1909. С. 48-49
 
раскол
св. Филарет Московский
"Раскол не имеет ума и чувства, чтобы жить им. Он жил фанатизмом, и фанатизм с течением времени ослабевал. Но раскол поднялся и возрос деньгами и покровительством, которым парализуется и действие законов, и действование православного духовенства".
св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1888. Т. 5. Ч. 2. N 759, 1864 г. С. 579
 
раскол
св. Филарет Московский
Раскольников "держит в удалении от Церкви не заблуждение ума, а упрямство воли".
св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1886. Т. 4. N 448, 1856 г. С. 146
 
раскол
св. Филарет Московский
В нашествие французов рогожские раскольники вошли с ними в сношение в Москве. Получили от них походную церковь, оставленную одним отступившим русским полком, и в 1823 г. даже попытались ее установить.
св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1886. Т. 4. N 471, 1857 г. С. 278
 
раскол
св. Филарет Московский
"Большей частью смотрят на раскольников с той же точки зрения, как и на иноверцев, но это большое заблуждение. Иноверцы, различаясь с нами в догматах, ничего не имеют против правительства и следуют правилу: "Божия Богови, кесарева кесареви", а раскольники выражают это так: "Божия Богови, а бесова бесови".
св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1886. Т. 4. N 478, 1857 г. С. 299
 
раскол. беспоповцы
св. Филарет Московский
"Секты вреднейшие: 6) те беспоповщинские секты, которые отвергают брак и молитву за царя. Они пишут и произносят жестокие хулы на Церковь и таинства, и всякую власть нынешнего времени почитают антихристовой. Отвергая брак, вводят безнравственность.
Секта вредная: те из беспоповцев, которые принимают брак (новожены) и не отрекаются молиться за царя... Решительно вредны, потому что отвергают священство и таинство Евхаристии и, кроме сказанного, все заимствуют от худших отраслей беспоповщины и между тем дух демократический".
св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1885. Т. 3. N 273, 1842 г. С. 92
 
раскол. беспоповцы. демократия
св. Филарет Московский
Раскольническая республика в пределах Православной Церкви.
св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1885. Т. 3. N 275, 1843 г. С. 98
 
раскол. демократия
св. Филарет Московский
"Над письмом о Афонской, как Вы говорите, республике, не уважающей иерархию, я задумался: сему обрадуются раскольники, находя в сем для себя образец".
Письма св. Филарета к А.Н.М. 1832-1867. Киев,1869. N 203, 1849 г. С. 319
 
раскол. против модернизма
Рецензия на "Русский старообрядческий календарь"
"Статья "Неоскудеваемость священства" представляет собой компиляцию с рассуждений некоторых писателей по богословским вопросам из так называемых "левых-обновленцев", но только идет заметно дальше их в направлении к протестантскому образу мыслей. "Дух Святый сошел не на одних Апостолов, - пишут старообрядцы, - а на всю Церковь вообще, на народ. Он, так сказать, воцерковился, вселился в народ". Отсюда делается вывод такой: "Епископ есть не представитель Христа на земле, а предстоятель общины и Церкви пред Христом. Он таков же, как и все прочие, но впереди всех; такая же пасомая овца, как и все остальные, но на первом месте в стаде Христовом. Благодати священства лично, вне общения с верующими, ни на ком нет; она вся выражается в // предстоятельстве общины".
Б. Рецензия на "Русский старообрядческий календарь" на 1911 г.//Прибавления к Церковным ведомостям. СПб., 1911. N 28. С. 1240-1241
 
распря. V ересь. предведение
св. Феофан Затворник
"Подобает бо и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас" (1 Кор. 11:19).
"Под именем ересей он разумеет здесь не заблуждения касательно догматов, но настоящие (и подобные) распри. Впрочем, если бы он говорил и о заблуждениях касательно догматов, то и в таком случае не подал бы повода к соблазну (словом: "подобает"). Ибо и Христос сказал: "нужда есть приити соблазном" (Мф. 18:7), и однако не нарушил свободы воли и не поставил нас в какой-нибудь необходимости и неизбежности, но предсказал будущее, имевшее произойти от злой человеческой воли, не вследствие Его предсказания, но от произвола развратных людей. Не потому происходили соблазны, что Он предсказал о них, но потому Он предсказал, что они имели произойти. Ибо если бы соблазны происходили по необходимости, а не по воле производящих их, то он напрасно бы сказал: "горе человеку тому, имже соблазн приходит" (Мф. 18:7)... // Если бы он разумел догматические ереси, то не говорил бы с ними так кротко" (св. Иоанн Златоуст)".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 410-411
 
рассеянность
св. Филарет Московский
"Берегись рассеяния, желающий спасения; входи в себя; внимай себе и Отцу небесному".
св. Филарет Московский. Беседа в неделю о блудном сыне и на память Святителя Алексия. 1856 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 358
 
рассуждение
св. Феофан Затворник
"Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих" (Пс. 118:27).
"Слово "глумиться", "поглумиться" приняло у нас значение не то, какое имеет соответствующее ему греческое - adoleshein. В отечниках слово это переводится так: "приседеть, усидчиво заниматься чем-либо, например, приседеть чтению, богомыслию, умной молитве, рукоделию" и т.п.
Св. Амвросий пишет: "adoleshein есть продолжительное некоторое размышление и неотступное углубление ума во что-либо, а также трудолюбное упражнение в чем-либо, душевное или телесное, с тем, чтобы навыкнуть чему". Таким образом, есть приседение умовое, и есть деятельное...
"Так, - говорит св. Амвросий [Медиоланский], - кто познал тайны Божии, тот углубляется созерцанием в чудеса Божии, в них открывающиеся". По словам Зигабена, он [пророк] так говорит Господу: "Часто буду рассуждать о дивных делах, совершенных Тобою, чтобы услаждаться постижением их, которое Ты даруешь мне". Но этим одним не должно ему довольствоваться, а "как // готовящийся к состязанию на зрелищах долго упражняет члены свои, чтобы они навыкли приемам и окрепли; так, - учит св. Амвросий, - должно деятельно приседеть указуемому в Писании, чтоб постигнуть сокрытые в нем тайны и советы Божии".
св. Феофан Затворник. Псалом Сто-осмнадцатый. М., 1891. С. 105-106
 
ревность
св. Феофан Затворник
"Истину глаголю о Христе, не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым" (Рим. 9:1).
В Апостоле "еще прежде обращения совесть являла полную силу. Если ревновал он так по иудейству, то потому, что по совести верил, что в нем истина. Затем, когда подобное убеждение, по основаниям непоперечимым, перешло на христианство, он, силой той же совести влеком, вседушно предался Христу Господу, принесши Ему в жертву все, что дорого было для него, как иудея. После сего уже ничто не могло колебать его совести: тысячи смертей грозили ему, а он непоколебимо верным пребыл тому, в чем удостоверяла его совесть его Духом Святым".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 565
 
ревность. горячность
св. Григорий Богослов
"Я нимало не осуждаю той горячности, без которой невозможно успеть ни в благочестии, ни в другой добродетели".
св. Григорий Богослов. Слово 32, о соблюдении доброго порядка в собеседовании//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 464
 
ревность. горячность
св. Нектарий Эгинский
"Мой дорогой друг, здесь, на земле, - время очищения. Без Господа Иисуса Христа это очищение не имело бы смысла. Если вы признаете этот факт, вы не можете ставить себе пределов: до этого я дойду и не далее. С какой стороны вы ни посмотрите на жизнь, вы найдете в ней все, кроме благоразумия".
Зот Хондропулос. Святитель Нектарий Эгинский//Церковная Жизнь. 1991 г. NN 1-2. С. 55
 
редко
св. Григорий Богослов
"...что редко, то не закон для Церкви, так как одна ласточка не показывает весны..."
св. Григорий Богослов. Слово 39, на святые светы явлений Господних//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 540
 
редко
св. Иоанн Дамаскин
"...что редко случается, не бывает законом для Церкви, и одна ласточка не делает весны, как кажется и Григорию Богослову и как есть в // действительности. И одно мнение не в состоянии опровергнуть Предания всей Церкви..."
св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения//пер. А. Бронзова. СПб.,1893. Слово 1, Гл. 25. С. 21-22
 
редко
Дигесты Юстиниана
"(Помпоний). Следует устанавливать права, как сказал Феофраст, для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают неожиданно".
Дигесты Юстиниана//Памятники римского права М.:"Зерцало",1997. Кн. 1. Титул III. 3. С. 166
 
редко
Дигесты Юстиниана
"(Цельс). Права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае".
Дигесты Юстиниана//Памятники римского права М.:"Зерцало",1997. Кн. 1. Титул III. 4. С. 166
 
редко
Дигесты Юстиниана
"(Цельс). Ибо право должно быть главным образом приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко".
Дигесты Юстиниана//Памятники римского права М.:"Зерцало",1997. Кн. 1. Титул III. 5. С. 166
 
редко
Дигесты Юстиниана
"(Павел). Законодатели обходят, как сказал Феофраст, то, что происходит лишь в одном или двух случаях".
Дигесты Юстиниана//Памятники римского права М.:"Зерцало",1997. Кн. 1. Титул III. 6. С. 166
 
речь. противоположность
Аристотель
"...о речи и о мнении говорится как о способных принимать противоположности не потому, что они сам принимают что-то, а потому, что в чем-то другом переменилось состояние: В зависимости от того, происходит ли это или нет, и речь называется истинной или ложной, а не из-за того, что она сама способна принимать противоположности; ведь вообще ни речь, ни мнение нисколько и ничем не приводятся в движение".
Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 5. 4b. С. 61
 
род. genos. предикабилии
Аристотель
"Род есть то, что сказывается в сути о многих и различных по виду".
Аристотель. Топика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Кн. 1. Гл. 5. 102a. С. 354
 
родословие. наследие. колено
Числ. 36:6-9
"Вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых ...должны быть женами в племени колена отца своего, чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено; ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих; и всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих, и чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен сынов Израилевых должно быть привязано к своему уделу".
 
родословие
св. Феофан Затворник
"...потомство считается по отцу, а не по матери (блж. Феодорит)..."
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 589
 
рождение. род
еп. Немезий Эмесский
"...все происходящее преемственно через взаимное рождение одного от другого смертно, поскольку для того и существует рождение одного от другого, чтобы сохранялся род тленных существ..."
еп. Немезий Эмесский. О природе человека//пер. Ф.С. Владимирского. М.:Канон+, ОИ "Реабилитация",1998. Гл. 2. О душе. С. 34

 

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

 

Указатель богословских, церковно-исторических, философских и иных предметов


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

  Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru