www.moral.ru

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

 

латинская церковь

св. Марк Ефесский

 

латинская церковь

св. Филарет Московский

 

латинская церковь. чин приема. священников

св. Филарет Московский

 

латинская церковь. чин приема. священников

Никодим, епископ Далматинский

 

лицо. > сущность совершенна

св. Иоанн Дамаскин

 

лицо. > сущность созерцается в лицах. сущность не существует самостоятельно

св. Иоанн Дамаскин

 

лицо. воля. действие

св. Ефрем Сирин

 

лицо. естество. действие

св. Иоанн Дамаскин

 

лицо. число

св. Иоанн Дамаскин

 

лишение сана

св. Филарет Московский

 

лишение сана. отлучение

св. Филарет Московский

 

лишение сана. отлучение

Успенский Ф.И.

 

лишенность

Аристотель

 

лишенность. steresis. (лишение.) обладание. (имение)

Аристотель

 

лишенность. отрицание

Аристотель

 

ложь

блж. Феофилакт Болгарский

 

ложь

св. Филарет Московский

 

любовь

св. Григорий Богослов

 

любовь

св. Ефрем Сирин

 

любовь

св. Максим Исповедник

 

любовь

Пространный Христианский Катехизис

 

любовь

св. Феофан Затворник

 

любовь. > Бог есть любовь

св. Григорий Богослов

 

любовь к Богу. к бытию. бытие. благобытие

блж. Николай Кавасила

 

любовь к Богу. V любовь плотская

св. Игнатий (Брянчанинов)

 

любовь. V гуманизм

св. Феофан Затворник

 

любовь. два рода

блж. Августин

 

любовь. доброделание. познание сущего

св. Григорий Палама

 

любовь.= добродетель воли. правоверие

блж. Николай Кавасила

 

любовь. единство естества

св. Максим Исповедник

 

любовь. знание

св. Феофан Затворник

 

любовь. любовь к благу. любовь к ближнему

св. Григорий Палама

 

любовь. любовь к благу. познание

блж. Николай Кавасила

 

любовь. к себе. к Богу. Богообщение

блж. Николай Кавасила

 

любовь. молчание

св. Филарет Московский

 

любовь. V ненависть

Прем. Сол. 14:9

 

любовь. V ненависть

Аристотель

 

любовь. V ненависть

Четьи-Минеи 4 сентября

 

любовь. V ненависть

св. Кирилл Иерусалимский

 

любовь. V ненависть

св. Василий Великий

 

любовь. V ненависть

св. Григорий Богослов

 

любовь. V ненависть

св. Ефрем Сирин

 

любовь. V ненависть

св. Иоанн Златоуст

 

любовь. V ненависть

блж. Августин

 

любовь. V ненависть

св. Феофан Затворник

 

любовь. V ненависть. гнев

св. Иоанн Златоуст

 

любовь. V ненависть. гнев

еп. Немезий Эмесский

 

любовь. V ненависть. гнев

св. Иоанн Дамаскин

 

любовь. V ненависть. гнев

блж. Николай Кавасила

 

любовь. V ненависть. гнев. вожделевательная сила души

св. Григорий Богослов

 

любовь. V ненависть. гнев. V кротость. гнев Божий

св. Иоанн Златоуст

 

любовь. V ненависть. гнев.= наказание

св. Иоанн Златоуст

 

любовь. V ненависть. гнев. страсть. V гнев Божий

св. Иоанн Златоуст

 

любовь. V ненависть. гнев. ярость. гнев Божий. несовершенство понятий о Боге

св. Иоанн Златоуст

 

любовь. V ненависть. кротость

св. Иоанн Златоуст

 

любовь. V ненависть. кротость

Православное исповедание

 

любовь. познание

св. Максим Исповедник

 

любовь. познание

блж. Николай Кавасила

 

любовь. пророчество. вера

св. Феофан Затворник

 

 

латинская церковь

св. Марк Ефесский

На обсуждении в кругу греческих представителей 30 марта 1439 г. "св. Марк Ефесский заявил, что латиняне не только раскольники, но и еретики. Но об этом молчала наша Церковь по той причине, что они многочисленны; но разве не то ли было причиной, почему Православная Церковь отмежевалась от них, что они еретики; поэтому мы просто не можем соединиться с ними, если они не согласятся изъять прибавление в Символе и исповедывать Символ так, как мы исповедуем".

архим. Амвросий (Погодин). Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. Jordanville, N.Y., The Holy Trinity Monastery, 1963. С. 214

 

латинская церковь

св. Марк Ефесский

"Никогда, - говорят они, - мы не считали латинян еретиками, но только схизматиками". - Но это-то они взяли от тех самих (то есть латинян), ибо те, не имея в чем обвинить нас за наше догматическое учение (e doksa), называют нас схизматиками за то, что мы уклонились от покорности им, которую должны иметь, как тем думается. Но пусть будет рассмотрено: будет ли справедливым и нам оказать тем любезность и ничего не ставить им в вину относительно Веры. - Причину для раскола они дали, открыто сделав прибавление (Filioque), которое до того говорили в тайне; мы же откололись от них первые, лучше же сказать, отделили их и отсекли от общего Тела Церкви. Почему? - скажи мне. - Потому ли, что они имеют правую Веру или православно сделали прибавление (в Символе)?- Но кто бы так стал говорить, разве уж весьма поврежденный в голове. - Но потому (мы откололись от них), что они имеют нелепое и нечестивое суждение и нежданно-негаданно сделали прибавление. Итак, мы отвратились от них, как от еретиков, и поэтому отмежевались от них. Что же еще нужно? - Ведь благочестивые законы говорят так: "Является еретиком и подлежит законам против еретиков тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры" [Номоканон. титл 12]. Если же латиняне ничем не отклоняются от правой Веры, то, по-видимому, мы напрасно их отсекаем; но если они совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого - величайшая из всех опасностей, то ясно, что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков. Почему же и миром мы помазываем их, которые от них приходят к нам? - Не ясно ли - как еретиков? Ибо 7-й канон Второго Вселенского // Собора говорит: "Присоединяющихся к Православию, и к части спасаемых из еретиков приемлем по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Савватиан, Новациан, именующих себя чистыми и лучшими, четыредесятодневников, или тетрадитов, и Аполлинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым мvром, во-первых, чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их, глаголем: Печать дара Духа Святаго". Видишь ли, к кому причисляем мы тех, которые приходят от латинян? Если же все те (помянутые в каноне) являются еретиками, то ясно, что и эти (то есть латиняне). Что же и мудрейший Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон в ответах Марку, святейшему Патриарху Александрийскому, пишет о сем? - "Пленные латиняне и иные, приходя в Кафолические наши церкви, просят причастия Божественных Святынь. Мы желаем знать: допустимо ли это? - (Ответ:) "Иже несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточает" (Мф. 12:30). Поскольку много лет тому назад знаменитый удел Западной Церкви, именно - Римский, был отделен от общения с прочими четырьмя Святейшими Патриархами, отступив в обычаи и догматы чуждые Кафолической Церкви и православным (по этой-то причине Папа не был удостоен общего возношения имен Патриархов в Божественных священнодействиях), то не должно латинский род освящать чрез Божественные и пречистые Дары (подаемые) из руки священнической, если сначала он (латинянин) не положит отступить от латинских догматов и обычаев, и будет оглашен и причислен к православным" [Theodori Balsamonis Responsa ad interrogationes Marci n. 15 P.G. t. 138, c. 968]. Слышал ли, что они уклонились не только в обычаи, но и в догматы, чуждые православным (а то, что чуждо православным, конечно, - еретическое учение), и что, по канонам, они должны быть оглашены и присоединены к Православию? Если же надлежит огласить, то, ясно, что и мvром помазать. Откуда же они внезапно представились нам православными, те, которые в течение столького времени и по суждению таковых великих Отцов и Учителей считались еретиками?"

св. Марк Ефесский. Окружное послание//архим. Амвросий (Погодин). Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. Jordanville, N.Y., The Holy Trinity Monastery, 1963. С. 333-334

 

латинская церковь

св. Филарет Московский

"В рассуждениях патриарха [Иоаким 2-й, патриарх константинопольский] видно предположение, что латинство есть ересь, а не раскол только. Это мнение, а не определение церковное".

св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов по делам Православной Церкви на Востоке. СПб.,1899. С. 262

 

латинская церковь. чин приема. священников

св. Филарет Московский

"Чин, како священника Римския Церкве прияти в общение Православныя Кафолическия Церкве.

1) Присоединение такового к Православной Церкви совершается по общему на сие положенному чину.

2) Обычный при сем восприемник избирается наипаче из священнослужителей.

3) Восприемнице не подобает быти.

4) Признание присоединенного в сане священства требует разрешения Святейшего Синода.

5) Прежде допущения его до священнослужения, испытается совесть его чрез духовного отца, по подобию готовящихся к рукоположению.

6) Егда усмотрено будет, яко ничтоже не возбраняет благословити ему совершение священнослужения: тогда входящу Архиерею во храм для совершения Божественныя литургии, приходит и сей с прочими священнослужителями, в обычной православным священнослужителям // одежде, и приемлет купно с ними от Архиерея благословение. Потом отходит в диаконникон, и стоит без облачения до Херувимския песни.

7) По Херувимской же песни, и по поставлении Святых Даров на трапезе, приводится иподиаконами, не чрез Царские врата, но внутри олтаря к святому престолу и к Архиерею, и поклоняется ему, по подобию приводимых к рукоположению. И приносится облачение священническое, и возлагается диаконами на приемлемого в общение священства; Архиерей же благословляет каждую часть облачения и облачаемый целует Архиерейскую руку, а диакон глаголет стихи священнического облачения, не возгласно, но яко слышати облачаемому. Последи же приемлемый в общение священства приемлет от Архиерея и прочих целование мира, по подобию рукополагаемых, стоит с прочими священниками, и участвует в совершении литургии и в приобщении Святых Таин. И оттоле имеет власть священнодействовати, яко православный священник".

Письма св. Филарета к А.Н.М. 1832-1867. Киев,1869. N 443, 1862 г. С. 658-659

 

латинская церковь. чин приема. священников

Никодим, епископ Далматинский

"Относительно священства римско-католической церкви, православная церковь принимает за норму первый канон константинопольского собора 879 года, когда была признана законность этого священства; и ныне римско-католический священник, желая перейти в православную церковь и быть в ней священником, принимается по установленному чину без всякого совершения над ним рукоположения, так как рукоположение полученное им в римско-католической церкви признается действительным.

"Святый и вселенский собор предписывает, что если которые служители церкви, или миряне, или епископы из Италии, пребывающие в Азии, или Европе или Ливии, были отлучены, или извергнуты, или преданы анафеме самим святейшим папою Иоанном, то они должны считаться отлученными и преданными анафеме и извергнутыми и святейшим патриархом константинопольским Фотием. И которых клириков, или мирян, или лиц архиерейского и иерейского чина Фотий, святейший патриарх наш, в какой бы то ни было области, подвергнет отлучению или извержению или анафеме, то это должен признавать в полной силе, под страхом того же осуждения и святейший папа Иоанн, а с ним и святая римская церковь Божия". На соборе, издавшем этот канон было 383 епископа, которые все, совместно с легатами римской церкви, подписали его и утвердили. И после конечного разделения церквей (1053 г.), лучшие канонисты восточной церкви признавали каноничность римско-католического рукоположения. См. ответы 1 и 2 Иоанна, архиеп. китрского, Константину Кавасиле (Афинская синтагма, 5,403) и Дмитрия Хоматина, архиеп. болгарского, (кон. 12 - нач. 13 в.) канонические ответы этому же Кавасиле(Афинская синтагма, 5,430).

О том, как смотрит римско-католическая церковь на рукоположение, совершенное в православной церкви, см. Nic. Nilles. S.I. Symbolae ad illustrandam historiam ecclesiae orientalis (Oeniponte, 1885, 96-110), где приводится один декрет от 29 сентября 1666 года, которым предписывается "ordinatos a schismaticis non esse reordinandos, sed tantum egere dispensatione super irregularitate, juxta constitutionem Clementis 8".

Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право//перевод с сербского М. Петровича. СПб. 1897. С. 283

 

лицо. > сущность совершенна

св. Иоанн Дамаскин

"...в каждом из однородных лиц сущность совершенна".

св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 3. Гл. 6. О том, что все Божеское Естество в Одной из Своих Ипостасей соединено со всем человеческим естеством, а не часть с частью. С. 133

 

лицо. > сущность созерцается в лицах. сущность не существует самостоятельно

св. Иоанн Дамаскин

"...лицо имеет то, что есть обще, вместе с тем, что есть особенно, также и самостоятельное бытие; сущность же не существует самостоятельно, но созерцается в лицах".

св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 3. Гл. 6. О том, что все Божеское Естество в Одной из Своих Ипостасей соединено со всем человеческим естеством, а не часть с частью. С. 133

 

лицо. воля. действие

св. Ефрем Сирин

"...показал две воли, одну - Господа, другую - Свою, хотя, конечно, действие [их] одно".

св. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие// Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1914. Т. 8. Гл. 20. С. 294

 

лицо. естество. действие

св. Иоанн Дамаскин

"Итак, должно знать, что в отношении к Господу нашему Иисусу Христу мы говорим то как о двух естествах, то как об одном Лице, но и это, и то восходит к одному представлению, ибо два естества - один Христос, и один Христос - два естества. Поэтому одно и то же - сказать: действует Христос и тем, и другим из Его естеств; и: действует каждое из двух естеств во Христе с участием другого".

св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 3. Гл. 19. О богомужном действии. С. 183

 

лицо. число

св. Иоанн Дамаскин

"...о лицах говорят, что они различаются по числу, а не по естеству".

св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 3. Гл. 6. О том, что все Божеское Естество в Одной из Своих Ипостасей соединено со всем человеческим естеством, а не часть с частью. С. 133

 

лишение сана

св. Филарет Московский

В Греции, под западным влиянием, под лишением сана понимается вечное запрещение в служении. Это неправильно, так как в канонах особо указывается на вечное запрещение, с сохранением места между священниками, и на собственно лишение сана.

св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1886. Т. 4. N 518, 1859 г. С. 408. N 539, 1860 г. С. 478-482

 

лишение сана

св. Филарет Московский

Лишенного сана нельзя восстановить в прежнем сане. Это могло бы случиться, только когда бы решение собора другой старейший нашел несправедливым и незаконным.

св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов по делам Православной Церкви на Востоке. СПб.,1899. С. 268

 

лишение сана. отлучение

св. Филарет Московский

"Надобно различать:

1) отлучение от общения церковного, или прервание общения церковью или епископом с другой церковью или епископом, по усмотрении чего-либо несообразного с православием или с святостью священства. При сем, отлучаемый, если не есть подчиненный отлучающему, может почитать себя не лишенным своих прав, до рассмотрения дела судом. Так, папа Виктор отлучил было восточных епископов за разновременное с западными празднование Пасхи, но восточные остались в своих правах, и дело осталось без последствий.

2) Отлучение епископа от совершения таинств властью старейшею, на определенное время или до усмотрения, по дальнейшему суду. Такой запрещенный лишается епископских прав дотоле, доколе не разрешит его запретивший, или суд.

3) Отлучение от священного чина, или извержение, лишение сана. Это может быть законно только по суду. В сем случае осужденный лишается епископских прав навсегда.

Отлучение папы есть первого рода. Константинопольский патриарх, с восточной церковью, отлучил его от общения Православной Церкви..."

св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1888. Т. 5. Ч. 2. N 775, 1864 г. С. 645

 

лишение сана. отлучение

Успенский Ф.И.

"В 1346 г. собравшееся в столице Скопле сербское духовенство с архиепископом Сербии, болгарское - с Тырновским патриархом, македонское - с архиепископом Охридским и представители Афона ставят в патриархи Ипекского архиепископа Иоанникия, "бесчинно", без патриархов, не считаясь с Константинопольской патриархией, которая и наложила на Сербскую Церковь отлучение (1352 г., длилось до 1375 г.)".

Успенский Ф.И. История Византийской Империи XI-XV вв. М.:"Мысль",1997. С. 587

 

лишенность

Аристотель

Лишенность "означает, во-первых, что нечто чего-то не имеет; во-вторых, что хотя чему-то свойственно иметь что-то от природы, однако оно не имеет его - или вообще, или тогда, когда ему свойственно иметь его, при этом либо определенным образом, например полностью, либо каким-нибудь [другим] образом. В некоторых же случаях мы говорим о лишении тогда, когда то, что от природы свойственно иметь, отнимается насильно".

Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 9. Гл. 1. 1046a. С. 235

 

лишенность. steresis. (лишение.) обладание. (имение)

Аристотель

"Что же касается обладания и лишенности, то здесь переход друг в друга невозможен. Правда, переход от обладания к лишенности бывает, но переход от лишенности к обладанию невозможен".

Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 10. 13a. С. 84

 

лишенность. отрицание

Аристотель

"...отрицание того, что отрицается, есть его отсутствие, а при лишенности имеется и нечто лежащее в основе, относительно чего утверждается, что оно чего-то лишено..."

Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 4. Гл. 2. 1004a. С. 121

 

ложь

блж. Феофилакт Болгарский

"Но может ли Бог, говорят, сделать и бывшее, как не бывшее? На это скажем: Бог есть Истина, а сделать бывшее как бы не бывшее есть ложь. Как же Истина сделает ложь? Для этого Ему надлежало бы сперва изменить Свое существо. Говорить таким образом значило бы сказать, что Бог может не быть и Богом".

блж. Феофилакт Болгарский. Благовестник. СПб., 1910. С. 230

 

ложь

св. Филарет Московский

"Хорошо, что камни на потире Государыни Императрицы оказались истинные. Поддельные не хороши, не потому что малоценны, но потому что в них есть ложь".

Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг.//Письма в 4-х частях. М.,1883. Ч. 3. N 1128, 1856 г. С. 428

 

любовь

св. Григорий Богослов

"...любовь связует и не дает рассеиваться тому, что есть// в нас прекрасного, хотя по природе мы и рассеянны".

св. Григорий Богослов. Слово 22, о мире, сказанное в общем собрании единоверных, бывшем после примирения //Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 327-328

 

любовь

св. Ефрем Сирин

"...некто из святых сказал: "Со всеми имей любовь, и всех удаляйся".

св. Ефрем Сирин. На слова: "Вонми себе" (Втор. 4:9) двенадцать глав//Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1907. Т. 1. Глава 10. С. 310

 

любовь

св. Максим Исповедник

"Как Бог, по естеству благой и бесстрастный, хотя всех равно любит, как Свои создания, но добродетельного прославляет, как родственного Ему и нравом, и порочного милует по благости Своей и, наказуя в веке сем, обращает его; так и человек благомыслящий и нестрастный любит равно всех человеков, - добродетельного по естеству и за благое расположение воли, а порочного, как по естеству, так еще из сострадания, милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего".

св. Максим Исповедник. О любви. Первая сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 25. С. 166

 

любовь

св. Максим Исповедник

"...тот любит всех человеков, кто не любит ничего человеческого..."

св. Максим Исповедник. О любви. Третья сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 37. С. 202

 

любовь

Пространный Христианский Катехизис

"А почему еще нет заповеди о любви к самому себе?

Потому что и без заповеди, по природе, "никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее" (Еф. 5:29).

Какой должен быть порядок в любви к Богу, ближнему и к самому себе?

...Любовь к себе должно приносить в жертву любви к ближним; а любовь к себе и к ближним должно приносить в жертву любви к Богу".

Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава,1930. С. 99-100

 

любовь

св. Феофан Затворник

"О идоложертвенных же вемы; яко вси разум имамы. Разум убо кичит, а любы созидает" (1 Кор. 8:1).

"Только любовь созидает - oikodomei - устрояет из всех христиан одно цельное и стройное здание - дом Богу живому".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 295

 

любовь

св. Феофан Затворник

"Но не во множайших их благоволи Бог: поражени бо быша в пустыни" (1 Кор. 10:5).

"Все благодеяния были знаком любви Божией, но и это не помогло им; потому что они сами не явили дел любви" (св. Иоанн Златоуст)".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 353

 

любовь

св. Феофан Затворник

"Ревнуйте же дарований больших; и еще по превосхождению путь вам показую" (1 Кор. 12:31).

"Фотий у Экумения говорит: "Показую вам путь, на коем, не имея нужды ни в одном из показанных дарований, вы окажетесь однакож лучшими и совершеннейшими всех. Что же это такое? - Нечто самое простое, беструдно, наилегчайшим образом достигаемое, именно любовь. Стяжавший чистую любовь, всех стал выше, всех превзошел. А у кого нет ее, тот ниспал ниже всех, и сверх того пусть есть (от всех духовных благ)".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 468

 

любовь

св. Феофан Затворник

Любовь "есть дар всеобщий" (св. Иоанн Златоуст).

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 469

 

любовь

св. Феофан Затворник

"Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй" (1 Кор. 13:1).

"Любовь - внутренняя сила жизни. Погружаясь в Боге и Богом исполняясь, она и Божие все и свое иждивает на братий, в которых также живет не мыслью, а сердцем, все, их касающееся, почитая касающимся себя. Это самораспятая жизнь, неистощимый источник всякого добра".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 469

 

любовь

св. Феофан Затворник

"И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть" (1 Кор. 13:3).

"Не та мысль Апостола, чтобы сказать, что дела такие ничтожны, но та, что вся цена их от любви; и не та также, чтобы можно было любить и не совершить таких дел, когда потребуется".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 474

 

любовь

св. Феофан Затворник

"Любы долготерпит, милосердствует; любы не завидит; любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине; вся любит (покрывает), всему веру емлет, вся уповает, вся терпит" (1 Кор. 13:4-7).

"...и, что особенно удивительно, она без усилий делает добро, без борьбы и сопротивления воздвигает трофей. Ибо кто имеет ее, того она не заставляет трудиться, чтобы достигнуть венца, но без труда доставляет ему награду; потому что где нет страсти противоборствующей добродетельному расположению, там какой может быть труд?" (св. Иоанн Златоуст)".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 481

 

любовь

св. Феофан Затворник

"...любовь oyk aschemonei (1 Кор. 13:5), - не гнушается ничем" (св. Иоанн Златоуст)".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 482

 

любовь

св. Феофан Затворник

"Любовь, изливающаяся в сердце христиан Духом, и всех людей любит; но христиан любит, яко членов единого тела, родственно, живое сочетание с ними чувствуя во Христе".

св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 98

 

любовь

св. Феофан Затворник

"Бог же, богат сый в милости, за премногую любовь Свою, еюже возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом: благодатию есте спасени" (Еф. 2:4-5).

"Бог же, богат сый в милости".

"Как иной милостивый человек всякому нуждающемуся помогает, так и Бог пощадил бы нас и потому, что богат милостию, - яко милосерд, - но любовь Его к нам увеличила щедрость сию до преизбытка".

св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 142

 

любовь

св. Феофан Затворник

"Бог же, богат сый в милости, за премногую любовь Свою, еюже возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом: благодатию есте спасени" (Еф. 2:4-5).

"За премногую любовь Свою, еюже возлюби нас". Все твари Свои любит Бог, но преимущественную любовь являет к человеку. В творении образом Своим Божественным его почтил и над всеми тварями господином поставил; а когда он пал, не оставил его, но все, - и небо, и землю, - подвиг к тому, чтобы восставить его, и восставил дивным устроением спасения, по коему человек становится большим, нежели каков был в творении. Подлинно все сие есть премногая любовь, которою возлюбил нас Бог. От века возлюбил. Еще когда построевался, - будем говорить по-человечески, - план мироздания, тогда еще особенно возлюбил человека Бог; ибо он там поставлен центром, в котором благоугодно было Богу все сосредоточить, чтоб чрез него потом и на все прочее благотворно воздействовать. Отсюда исходит неотступность и неистощимость Божиих к человеку благодеяний и даров".

св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 143

 

любовь. > Бог есть любовь

св. Григорий Богослов

"Если бы у нас кто спросил: что мы чествуем и чему покланяемся? Ответ готов: мы чтим любовь. Ибо, по изречению Святаго Духа, Бог наш "есть любовь" (1 Ин. 4:8) и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени. А что главное в Законе и Пророках? И на это не позволяет Евангелист (Мф. 22:40) дать иного ответа кроме прежнего".

св. Григорий Богослов. Слово 23, о мире, сказанное в Константинополе по случаю распри, происшедшей в народе о некоторых несогласных между собой епископах//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 338

 

любовь к Богу. к бытию. бытие. благобытие

блж. Николай Кавасила

"Ибо что иное располагает душу прилепиться и весьма любить? Не иное что, как желание существовать. А желаем мы существовать для того, чтобы хорошо существовать, ибо не желает существования тот, кому тяжко, и многие потому убивают самих себя, и Спаситель сказал: "хорошо было бы ему, если бы не родился он" (Мф. 26,24). Поелику же существовать хорошо невозможно иначе, как любя Бога, ясно, что мы по природе существуем затем, чтобы любить Бога, когда любим свою душу. Многие же, не зная откуда для них благобытие, имеют любовь к другому, и погрешая в цели стремления, часто берутся за то, от чего становятся худшими, и душу не уважают в чем должно, и не презирают по сообразности. Ревностные же, расположившие себя к Богу, как знающие, где искать бытия и как пользоваться самими собой, одного виновника любви полагают Бога, Одного Его любят ради Его Самого, и ради Его любят душу, и бытие, и все иное, и таким образом, любя душу, на самом деле любят не ее, но Того, ради Которого любят ее".

блж. Николай Кавасила. Слово 7//Семь слов о жизни во Христе. М.,1874. Гл. 103-105. С. 183

 

любовь к Богу. V любовь плотская

св. Игнатий (Брянчанинов)

"О любви к ближнему мы знаем из учения Отцов, что она бывает двух родов: естественная и Евангельская, или о Христе. Естественная насаждена в нас при нашем сотворении, и потому непременно есть в каждом человеке. Она повреждена, как и прочие благие свойства, падением, или прародительским грехом; а потому в каждом человеке подвержена большим или меньшим, кратким или продолжительным изменениям. Христос, исцеляющий все наши недуги дивным образом, исцеляет и поврежденную любовь: заповедует Себя - Господа любить в человеках. Этим Он возводит любовь на высочайшую степень горячности, дарует ей чистоту, духовность, святыню, - и погашается пламенем любви о Христе нестройный, дымный пламень плотской любви - любви смешанной, составленной из мечтательного, несуществующего наслаждения и жестокого, убийственного мучения. Ощущение духовной любви водило пером св. Иоанна Лествичника, когда он сказал: "Любовь к Богу погашает любовь к родителям и прочим близким по плоти; - говорящий, что имеет ту и другую любовь, обольщает себя". Также он сказал в 15-й степени: "Огнь погашается огнем, то есть, любовь плотская любовию Божественною". Когда мы рассмотрим себя со вниманием, то увидим с Божиею помощью (на такое видение нужна помощь Божия! такое видение - дар Божий!), что наиболее имеем любовь естественную, а Евангельскую должны еще стяжавать".

св. Игнатий (Брянчанинов). Письма//Собр. соч.: В 7-ми т. М.:"Правило веры", 1993. Т. 7. Письмо 3. С. 9

 

любовь. V гуманизм

св. Феофан Затворник

"Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо" (1 Кор. 10:24).

Надо, "чтобы сие искание, "еже ближняго", исходило из любви к Богу. Ибо есть гуманисты, которые представляются млеющими от любви к человечеству, между тем не только любви к Богу, но и веры в Него не имеют. Пустые личности!"

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 376

 

любовь. два рода

блж. Августин

"...два града созданы двумя родами любви; земной - любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, а небесный - любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе... Тот в своих великих людях любит собственную силу; а этот говорит своему Богу: "Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя"(Пс. 17:2)".

блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1907. Часть 5. Кн. 14, гл. 28. С. 63

 

любовь. два рода

блж. Августин

"Так бывает это и в отношении ко всякой твари. Будучи доброй, она может быть любима// и хорошо, и дурно: хорошо, когда соблюдается порядок: дурно, если он нарушен... Любовь же к Создателю, если она истинна, то есть, если любят Его Самого, а не что-либо другое вместо Него, не может быть любовью злой. Ибо и саму любовь должно любить, соблюдая известный порядок, чтобы хорошо любить, чтобы она была в нас добродетелью, делающей жизнь доброй. Поэтому мне представляется кратким и верным такое определение добродетели: она есть порядок в любви".

блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1907. Часть 5. Кн. 15, гл. 22. С. 120-121

 

любовь. доброделание. познание сущего

св. Григорий Палама

"Какое познание сущего святой [св. Дионисий Ареопагит] именует истинным? Делание добродетелей. Какова же его цель? Единение с Богом и уподобление Ему. А почему он назвал это уподобление "любовью"? Потому что любовь есть полнота добродетелей, а она, приближаясь к прообразу, сохраняет совершенное сходство с Богом".

св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих//пер. В. Вениаминова. М.:"Канон", 1996. Триада 2. Ответ 3. Гл. 74. С. 260

 

любовь.= добродетель воли. правоверие

блж. Николай Кавасила

"Даже и то, чтобы прилепляться правым догматам и истинно веровать в Бога, есть дело благомысленных, и вообще ради любви, говорят, Бог положил весь закон, а любовь есть добродетель воли".

блж. Николай Кавасила. Слово 7//Семь слов о жизни во Христе. М.,1874. Гл. 13. С. 163

 

любовь. единство естества

св. Максим Исповедник

"Совершенная любовь не разделяет единого естества человеков по различным их нравам, но всегда смотря на оное, всех человеков равно любит".

св. Максим Исповедник. О любви. Первая сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 71. С. 172

 

любовь. знание

св. Феофан Затворник

"О идоложертвенных же вемы; яко вси разум имамы. Разум убо кичит, а любы созидает" (1 Кор. 8:1).

"Если знание не соединено с любовью, то оно производит гордость. Знание имеет нужду в любви. Кто любит, тот, как исполняющий главнейшую из всех заповедей, хотя бы и имел какие-либо недостатки, при помощи любви скоро может приобрести знание; а кто имеет знание, не имея любви, тот не только ничего не приобретет, но часто теряет и то, что имеет. Знание удаляет любовь от человека невнимательного, порождая в нем гордость и надменность. Гордость производит разделение, а любовь соединяет" (св. Иоанн Златоуст)".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 295

 

любовь. любовь к благу. любовь к ближнему

св. Григорий Палама

"...созданы мы все по образу Благого, но проникший и умножившийся грех не потушил в каждом из нас любви к добру, словно ничем не опасной для него, однако любовь к ближнему, как подлинную главу всех добродетелей, он сдробил, и испортил, и привел в негодность".

св. Григорий Палама. Беседа на второе воскресенье Евангельских чтений от Луки//Беседы: В 3 т. М., 1994. Т. 3. С. 42

 

любовь. любовь к благу. познание

блж. Николай Кавасила

"...познание есть причина любви, и оно рождает ее, и никто не может получить любви к благу, если не узнает, какую имеет оно красоту".

блж. Николай Кавасила. Слово 2//Семь слов о жизни во Христе. М.,1874. Гл. 126. С. 48

 

любовь. к себе. к Богу. Богообщение

блж. Николай Кавасила

"...может ли что-нибудь соединиться с другим теснее, нежели как соединяется оно само с собой? Но и такое единение меньше оного союза. Ибо из блаженных духов каждый есть одно и то же с самим собой, но с Спасителем соединен больше, нежели с самим собой. Ибо любит Спасителя более, нежели самого себя..."

блж. Николай Кавасила. Слово 1//Семь слов о жизни во Христе. М.,1874. Гл. 19-20. С. 5

 

любовь. молчание

св. Филарет Московский

"Вчера один младенец сказал мне, что любит митрополита, и заставил меня сказать ему подобное. Не быв заставлен, я не сказал бы ему сего, а любил бы его так же.

"Не любим, - сказано, - словом или языком, но делом и истиною". Итак, любовь не теряет от молчания. Истина не престает, когда престает слово.

Будем доверять и молчанию друг друга, как доверяем слову".

Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг.//Письма в 4-х частях. М.,1877. Ч. 1. N 54, 1833 г. С. 74

 

любовь. V ненависть

Прем. Сол. 14:9

"Равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его".

 

любовь. V ненависть

Аристотель

"...разумной любви противоположна ненависть, чувственной же любви ничего не противоположно".

Аристотель. Топика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Кн. 1. Гл. 15. 106b. С. 366

 

любовь. V ненависть

Четьи-Минеи 4 сентября

"Не должно нам, христианам, - отвечал св. Вавила, - никого из людей ни укорять, никому ни досаждать. Не досаждаем мы и тебе: ибо не должно бесчестить создание Божие, сотворенное по образу Божию и по подобию. Однако, если кто восстает на Бога и наносит оскорбление Его святыне, тот не только не достоин почтения, но вполне справедливо его возненавидеть, как врага Господня, по слову Давида: "не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях; совершенною ненавистию возненавидех я, во враги быша ми" (Пс. 138:21-22)".

 

любовь. V ненависть

св. Кирилл Иерусалимский

"Возненавидим достойных ненависти, отвратимся от тех, от которых отвращается Бог. Скажем и мы Богу со всяким дерзновением о всех еретиках: "не ненавидящие ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях" (Пс. 138:21). Ибо есть и добрая вражда, как написано, например: "И вражду положу между тобой, и между семенем тоя" (Быт. 3:15). Ибо любовь к змию производит вражду против Бога и смерть".

св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 16-е//Огласительные и тайноводственные поучения. М.,1900. С. 253

 

любовь. V ненависть

св. Василий Великий

"...на пользу разумной душе даровал Бог все способности, как способность любить, так и способность ненавидеть, чтобы управляемые разумом любили мы добродетель, и ненавидели порок. Бывают же случаи, когда похвально оказывать ненависть. "Не ненавидящие ли Тя, Господи, возненавидех; и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистью возненавидех я" (Пс. 138:21-22)".

св. Василий Великий. Беседы на псалмы. Псалом 44//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 178

 

любовь. V ненависть

св. Григорий Богослов

"Если не в наших силах остановить стремление зла, то по крайней мере ненавидеть и стыдиться его есть не последняя степень благочестия".

св. Григорий Богослов. Слово 3//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 26

 

любовь. V ненависть

св. Ефрем Сирин

"Закон предписывает иметь любовь и к птицам (Втор. 22:6), какой же любви требует он от тебя к человеку? При сем помни и сие изречение: кто не любит убийцу, тот заботится о благосостоянии общества; и другое изречение: кто любит убийц, тот обнаруживает ненависть свою к убитым и препятствует благоденствию живых, потому что жизнь их не избавлена от страха".

св. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Второзаконие// Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1901. Т. 6. Гл. 22. С. 435

 

любовь. V ненависть

св. Иоанн Златоуст

"Возненавидел еси вся делающия беззаконие" (Пс. 5:6). ...таков Бог по естеству Своему: Он отвращается от пороков, всегда ненавидит и не терпит их".

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 5//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 42

 

любовь. V ненависть

св. Иоанн Златоуст

"...узнай, что Бог любит и что ненавидит. Кого же любит Он? Того, кто исполняет заповеди Его. "Сего Аз возлюблю, - говорит Он, - и прииду к нему" (см. Ин. 14:21, 23), - не богатого, не здорового, но повинующегося Моим повелениям. А кого ненавидит Он и отвращается? Того, кто не исполняет заповедей Его".

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 7//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 74

 

любовь. V ненависть

блж. Августин

"...так как никто не зол по природе, а если зол, то вследствие порока, то живущий по Богу должен иметь правильную ненависть к злу. Он не должен рад порока ненавидеть человека; равно как не должен и любить порок ради человека".

блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1907. Часть 5. Кн. 14, гл. 6. С. 12

 

любовь. V ненависть

св. Феофан Затворник

"Не радуется о неправде, радуется же о истине" (1 Кор. 13:6).

"Ненавидит противозаконное, веселится о том, что хорошо" (блж. Феодорит)".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 485

 

любовь. V ненависть

св. Феофан Затворник

"Любы нелицемерна: ненавидяще злаго, прилепляйтесь благому" (Рим. 12:9).

"...требуется не одно поведение, чуждое греха и полное добродетели, но сердце, с ужасом отвращающееся от всего худого и пламенно любящее все доброе. Как это не всегда бывает, то Апостол и напоминает о сем особой заповедью. - Св. Златоуст говорит: "Апостол велит не удерживаться только от зла, но ненавидеть оное, и не просто ненавидеть, но с ужасом отвращаться от него. Поелику многие, хоть не делают зла, но имеют злые пожелания, то Апостол сказал: отвращайтесь с ужасом. Он хочет, чтоб наши помышления были чисты, чтоб мы объявили пороку явную вражду, ненависть и войну. Поелику я предписал вам, говорит Апостол, любить друг друга, то не заключайте из моих слов, что велю и в худых делах содействовать друг другу. Я предписываю вам совершенно противное, - чуждаться зла не только делом, но и расположением, и не только чуждаться злых расположений, но и всячески отвращаться зла и ненавидеть оное. И сим еще не довольствуется Павел, но требует упражнения в добродетели, говоря: "прилепляйтесь благому". Не сказал: делайте добро, но - будьте привержены к оному, ибо сие выразил он, повелев прилепляться к добру. Так Бог, сопрягая мужа и жену, сказал: "прилепится к жене своей" (Быт. 2:24)".

св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 785

 

любовь. V ненависть

св. Феофан Затворник

"Целуйте Амплия возлюбленного ми о Господе" (Рим. 16:8).

"Кто не обладал многими добродетелями, тот не привлек бы его любви к себе. Апостол живущих худо и беззаконно не только не любил, но даже предавал проклятию. Так например, говорит: "аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят" (1 Кор. 16:22); и "аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет" (Гал. 1:9)"(св. Златоуст)".

св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 953

 

любовь. V ненависть. гнев

св. Иоанн Златоуст

"Подлинно, любомудрой душе свойственно не мстить за оскорбление себя, но сильно восставать против оскорбления Бога".

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 5//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 45

 

любовь. V ненависть. гнев

св. Иоанн Златоуст

"...гнев, если будешь пользоваться им как должно, служит спасительным врачеством, а если неумеренно, то бывает причиною погибели".

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 148//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 2. С. 551

 

любовь. V ненависть. гнев

еп. Немезий Эмесский

"Гнев есть слуга разума: так, всякий раз, когда последний сочтет случившееся достойным негодования, тотчас наступает гнев, если, конечно, сохраняют свое положение, сообразно с природой".

еп. Немезий Эмесский. О природе человека//пер. Ф.С. Владимирского. М.:Канон+, ОИ "Реабилитация",1998. Гл. 21. О печали. С. 89

 

любовь. V ненависть. гнев

св. Иоанн Дамаскин

"Гнев же и ярость [применительно к Богу следует понимать] - и как ненависть к пороку, и как отвращение. Ибо и мы, ненавидя то, что противоположно [нашему] убеждению, приходим в гнев".

св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 1. Гл. 11. С. 31

 

любовь. V ненависть. гнев

блж. Николай Кавасила

"...слишком мало ненавидя, так сказать, сущность греха, не совсем удаляются от него расположением своей воли, хотя, случается, перестают в действовании греховном. Ибо, как человека, который ненавидит злых людей по причине их нравов, нельзя // назвать человеконенавистником, так и ненависть ко злу, происходящая не от того, что оно противно закону Божию, но от того, что приносит вред делающим его, свойственна тем, кои страшатся вреда, а не тем, кои отвращаются самого зла".

блж. Николай Кавасила. Слово 7//Семь слов о жизни во Христе. М.,1874. Гл. 70-71. С. 175-176

 

любовь. V ненависть. гнев. вожделевательная сила души

св. Григорий Богослов

"Гнев питай на одного только змия, через которого ты пал. Всю вожделевательную силу твою устреми к Богу, а не к чему-либо иному злокозненному и обманчивому. Во всем да начальствует рассудок, и лучшее в тебе да не увлекается худшим".

св. Григорий Богослов. Слово 44, на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 658

 

любовь. V ненависть. гнев. V кротость. гнев Божий

св. Иоанн Златоуст

"Вот почему и пророк, зная это, говорит: "гневайтеся, и не согрешайте" (Пс. 4:5). Он не уничтожает гнева, который бывает и полезен, не отвергает негодования, которое бывает полезно, когда направлено против людей неправедных и нерадивых, но отвергает несправедливый гнев и безрассудное негодование... Поэтому и Христос, желая истребить гнев, говорил: "гневаяйся на брата своего всуе повинен есть" "геенне огненной" (Мф. 5:22). Видишь, какое там и здесь ограничение: "гневайтеся, и не согрешайте"; "гневаяйся всуе", - потому что можно гневаться и справедливо. Так и Павел разгневался на Елиму, и Петр на Сапфиру (Деян. гл. 5, 13). Я даже не назову этого просто гневом, но любомудрием, попечением, распорядительностью. Гневается и отец на сына, но потому, что заботится о нем. Напрасно гневается тот, кто хочет отмстить за себя самого, а кто хочет исправить других, тот смиреннее всех. Так и Бог, когда о Нем говорится, что Он гневается, гневается не для отмщения за Себя Самого, но для исправления нас. Будем же и мы подражать Ему: мстить таким образом есть дело Божественное, а мстить иначе - дело человеческое. Впрочем, Бог не тем только отличается от нас, что Он гневается справедливо, но и тем, что в Боге гнев не есть какое-нибудь страстное раздражение. Итак, не будем и мы гневаться напрасно. Гнев внедрен в нас не с тем, чтобы мы грешили, но чтобы останавливали и других согрешающих, не с тем, чтобы он сделался в нас страстью и болезнью, но чтобы служил врачеством от страстей".

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 4//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 24

 

любовь. V ненависть. гнев.= наказание

св. Иоанн Златоуст

"Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день" (Пс. 7:12).

"Видишь ли, как он здесь и показывает бесстрастие Божие, и гневом называет наказание? Никто ведь не наводит гнева на другого, но сам в себе имеет гнев, а на другого наводит наказание. Таким образом не что другое как наказание он означает словами: "и не гнев наводяй на всяк день".

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 7//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 79

 

любовь. V ненависть. гнев. страсть. V гнев Божий

св. Иоанн Златоуст

"...если слышишь о гневе, не разумей страсти. В самом деле, если люди преданные любомудрию по возможности воздерживаются от гнева, то тем более Существо неизменное и нетленное, неизреченное и непостижимое. Не видишь ли, что и врачи, отсекая или прижигая, делают это не по гневу, а с целью исправления, не потому, чтобы они гневались на больных, но из сострадания к ним и для избавления их от болезней?"

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 6//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 50

 

любовь. V ненависть. гнев. страсть. V гнев Божий

св. Иоанн Златоуст

"...приписывая Богу гнев, Писание не страсть усвояет Ему, но означает этим выражением наказующее действие Его и имеет в виду тронуть людей грубых..."

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 44//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 192

 

любовь. V ненависть. гнев. страсть. V гнев Божий

св. Иоанн Златоуст

"...гнев в Боге не есть гнев, или страстное движение, но наказующее действие..."

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 109//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 295

 

любовь. V ненависть. гнев. ярость. гнев Божий. несовершенство понятий о Боге

св. Иоанн Златоуст

"Когда ты слышишь слова "ярость" и "гнев" в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых. Так и мы, когда беседуем с варварами, употребляем их язык, или когда говорим с младенцем, то лепечем подобно ему, хотя бы сами были мудрецами, снисходя к его малолетству. И что удивительного, если мы поступаем так в словах, когда поступаем так же и в делах, кусая руки и показывая вид гнева, чтобы исправить ребенка? Точно так и Бог употреблял подобные выражения, чтобы подействовать на людей более грубых. Он, когда говорил, заботился не о Своем достоинстве, но о пользе слушающих. В другом месте, внушая, что гнев не свойствен Ему, Он сказал: "Меня ли тии прогневляют, еда не себе самих" (Иер. 7:19). Неужели ты хотел бы, чтобы Он, беседуя с иудеями, говорил, что Он не гневается и не ненавидит злых, так как ненависть есть страсть, что Он не взирает на дела человеческие, так как зрение свойственно телам, что Он и не слышит, так как слух принадлежит плоти? Но отсюда вывели бы другое нечестивое учение, будто все совершается без Промысла. Избегая подобных выражений о Боге, многие тогда совершенно не знали бы, что есть Бог, а если бы не знали этого, то все погибло бы. Когда же введено учение о Боге в таком виде, то скоро следовало и исправление его. Кто убежден, что есть Бог, тот, хотя имеет и не надлежащее о Нем понятие и полагает в Нем нечто чувственное, но со временем убедится, что в Боге нет ничего такого. А кто убежден, что Бог не промышляет, что Он не заботится о существующем, что Его нет, тот какую получит пользу от бесстрастных выражений?"

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 6//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 49

 

любовь. V ненависть. кротость

св. Иоанн Златоуст

"Вообще кроткому свойственно прощать обиды, нанесенные ему, и мстить за обиды, нанесенные другим".

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 44//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 194

 

любовь. V ненависть. кротость

св. Иоанн Златоуст

"...нет ничего могущественнее кротости, ничего - сильнее долготерпения".

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 119//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 370

 

любовь. V ненависть. кротость

св. Иоанн Златоуст

"Тогда особенно и нужно показывать кротость, когда мы имеем дело с злобными и враждебными; тогда и открывается ее сила, тогда и сияет ее действенность, достоинство и польза".

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 119//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 370

 

любовь. V ненависть. кротость

св. Иоанн Златоуст

"Поражать еще не значит быть суровым, и щадить не значит быть кротким; кроток тот, кто и может переносить нанесенные ему самому оскорбления, и защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболезновать несправедливо страждущим, не гневаться на обижающих, - это не добродетель, а порок, не кротость, а беспечность".

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 131//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 2. С. 420

 

любовь. V ненависть. кротость

Православное исповедание

"Блажени кротцыи, яко тии наследят землю" (Мф. 5:5).

"Но и те, на коих лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду, или в унижение, а в духовное назидание ближнего; и таковые не только не отлучают себя от сего блаженства, но еще исполняют долг свой, по учению Апостола: "Братие! аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии, исправляйте такового духом кротости; блюдый себе, да не и ты искушен будеши" (Гал. 6:1)".

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной//Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Часть 2. Вопрос 35. С. 98

 

любовь. познание

св. Максим Исповедник

"...имеющему ведение нужно приобрести и любовь, дабы она сохраняла ум во всем невредимым".

св. Максим Исповедник. О любви. Четвертая сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 61. С. 222

 

любовь. познание

св. Максим Исповедник

"...знание необходимо имеет нужду в любви".

св. Максим Исповедник. О любви. Четвертая сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 62. С. 222

 

любовь. познание

блж. Николай Кавасила

"...познание всегда есть причина любви..."

блж. Николай Кавасила. Слово 6//Семь слов о жизни во Христе. М.,1874. Гл. 125. С. 153

 

любовь. пророчество. вера

св. Феофан Затворник

"И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь" (1 Кор. 13:2).

"Эти дары внутреннее, и указывают на большую близость к Богу. При всем том они не самой глубины естества нашего касаются, и несущественное сочетание с Богом означают. Пророчество - с полным ведением таин Божиих в устроении царства благодати и с полным познанием устройства мира и всех тварей, в начале их, в течении времени в целях, к чему все ведется, - и такое пророчество все же в голове имеет свое седалище, и когда нужно, Бог может преподать его уму, не соображаясь с тем, // что происходит в сердце, также как заставить ослицу говорить. Следовательно, и при этом внутреннейшее может быть чуждо Бога и ближних, чуждо истинной жизни. Вера чудодейственная, горы преставляющая, предполагает великое пред Богом дерзновение; но как дела ею совершаемые суть внешние, и не ее собственно, а Божии, Бог же по целям промышления может действовать и чрез несовершенные орудия, не их имея ввиду, а других, то и этот дар может обнаруживаться совершенно внешним образом, не быть решительным удостоверением о внутреннейшем единении с Богом и с братиями в Боге. Обычным порядком духовной жизни ни такого пророчества, ни такой веры иметь нельзя без совершенной чистоты и приискреннего Богообщения; но Бог, по целям Своим, когда нужда належит, может сообщить то и другое и таким лицам, которые по внутреннему своему строю и не могли бы иметь их. Отсюда выходит, что деяния такого рода не суть удостоверители в духовном истинном совершенстве, которое совмещается все в любви, то есть можно и при них быть без любви, и следовательно, быть ничем. Возможность таких явлений и Сам Господь подтвердил, когда сказал: "мнози рекут Мне в день он: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отъидите от Мене делающии беззаконие" (Мф. 7:22-23). Я никогда не знал вас, скажет, так как "весть Господь сущая Своя". Этим выразил Господь, что несмотря на такие знамения, творившие их не были свои Ему, а не были свои Ему потому, что воли Его не творили, или что то же, любви не имели. Так слово Апостола сходится со словом // Господа. Мысль Апостола не та, чтобы сказать, что такие дары никогда не указывают на приискреннюю близость к Богу проявляющих их, но та, что и при них возможно отсутствие такой близости, а без ней все ничто".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 471-473

 

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

 

Указатель богословских, церковно-исторических, философских и иных предметов


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

  Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru