Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Общество - Экономика - Политика - Образование в России - Искусство - Прогноз непогоды - Богословие - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика - В фокусе семья

 

Если соль потеряет силу

 

Эти материалы – отнюдь не те «два мнения» в их классически общеупотребимых понятиях критического диалога либо же журналистской «сшибки». Но это именно два принципиальных и жёстких мнения, два решительных взгляда на завершившуюся недавно в залах Третьяковки на Крымском Валу выставку «Русский поп-арт», зарифмованную её устроителями с первой крупномасштабной ретроспективой американского «классика жанра» Энди Уорхола. Слово священника и мысли, высказанные в интервью искусствоведом, могут показаться излишне резкими, даже радикальными и при этом уводящими разговор от предмета конкретной экспозиции в горние выси слишком отвлечённых материй. Но именно в этом смысле они вдвойне ценны и «конгениальны» вызвавшему их явлению. Поскольку истинный поп-арт, как и всякое по-настоящему последовательное авангардное направление в искусстве, всегда стремился к возможно более радикальному осмыслению максимально расширенных категорий. - ред. "Литературной газеты"

 

Наш собеседник – Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

Период ломки основ государства сопровождается, как правило, особой активностью авангардного искусства, пользующегося любой возможностью внести деструктивную ноту в развитие событий. Провокаторы нынешнего скандала – представители отечественного поп-арта, удачно попавшие в струю своего знаменитого американского коллеги Энди Уорхола. Ради этого громкого имени официальные ведомства города Москвы и российские коммерческие структуры предоставили им возможность выставить свои коллажи в лучших залах ведущей галереи страны, обеспечив поддержку СМИ и специалистов из отдела современного искусства Третьяковской галереи. Цель данного русско-американского проекта – произвести максимально шокирующий эффект. С помощью американского прикрытия нас с максимально поражающим эффектом бомбили… свои же. Пока духовно.

Богохульники вымазали на иконе лик Пресвятой Богородицы и Богомладенца чёрной икрой. Как пояснялось озадаченным зрителям, здесь соединились два торговых бренда – Русь православная и Русь, добывающая столь любимое иностранцами лакомство. Спустя некоторое время после открытия выставки «сбрендивший» автор, под давлением общественности, правда, вынужден был снять свой «труд», оставив на стене очерченный чёрной краской периметр иконы и описание своего «творческого» замысла.

Попробовали бы они устроить подобную выставку где-нибудь в мусульманской стране, «концептуально обыграв» Коран, или спародировали бы раввинов или Талмуд в Израиле – их бы просто растерзали, и никакие органы правопорядка не вмешались бы.

Прискорбно, что из 50 тысяч посетителей только 50 человек возмутились и потребовали прекратить эту бесовскую вакханалию. Дальше, как говорится, ехать некуда, ибо «художники» (для меня они принципиально безымянные!) взялись за наши православные святыни – иконы. Именно над иконой совершили страшное кощунство, продолжая таким образом практику, уже вылившуюся ранее в прецеденты в Манеже и Сахаровском центре. Тогда бурная реакция оскорблённых зрителей перешла в судебное разбирательство, закончившееся оправданием православных и денежным штрафом, предъявленным преступникам. Но и одновременной бурной PR-кампанией в поддержку отважных художественных рыцарей «свободы совести». Скорее всего, и сейчас провокаторы жаждали аналогичной реакции. Выгодно во всех отношениях. Ни копейки на прессу, зато она не умолкнет до последней точки, поставленной судебной канцеляршей.

Особенно возмутительным на этот раз было использование освящённого оклада, так же как на выставке «Осторожно, религия!» – использование освящённых икон. Для нас не имеет значения, что они были «ширпотребными и грошовыми», как писали тогда защитники кощунств. Для верующих любая икона – святыня, оценивающаяся не деньгами, а кровью Христовой. Не имеет значения, деревянный храм или каменный. Поэтому надругательство над иконами абсолютно тождественно уничтожению храмов.

Мы должны отдавать отчёт и в том, какая сегодня общая нравственная атмосфера в мире. Зло становится всё более открытым, потому что сознаёт свою силу и безнаказанность. Благодаря современной технологии в одно мгновение оно может входить во все дома с любой ложью, с любым непотребством. Но самая главная опасность, повторим, заключается в отсутствии адекватного сопротивления злу. Для того чтобы распад жизни шёл беспрепятственно, надо, чтобы соль, как говорится, потеряла силу.

В последнее время идёт активная торговля святыми изображениями: продажа икон вместе с матрёшками и другими сувенирами в торговых лавках, коммерческая реализация воды из так называемого «Святого источника». Но, пожалуй, хуже всего – массовое тиражирование православной символики на упаковках продуктов. И яркая бумага с золотыми куполами, рекламные проспекты с ликами святых, пакеты с видами дорогих русскому сердцу монастырей и храмов валяются в урнах и под ногами прохожих.

Сегодня начинают применяться более сильные методы воздействия на психику – манипулирование святыней. Всегда важен контекст. И если развесить по городу поздравления «с Рождеством Христовым» или «со Святой Пасхой» рядом с бесстыдной рекламой, то цель будет достигнута. Недавно в Москве появились рекламирующие какой-то товар щиты с изображением «Тайной Вечери». Давно ли подобное кощунство было представлено на выставке в Центре Сахарова, где на банке кока-колы было написано по-английски «Сия есть кровь Моя»? После этого уже не должны никого шокировать, например, огромные плакаты рекламы вина по всей Москве, демонстрирующие крест на полуобнажённой груди веселящейся грешницы.

Не так давно известный американский публицист Давид Саттер, которого никак нельзя заподозрить в предвзятости, в серии выступлений на «Радио «Свобода» дал подробную картину того, что представляет собой криминальный капитализм в России и как совершается нравственный и физический геноцид народа, который, по его словам, становится необратимым. Следует подчеркнуть: именно в такое время, когда всё отнято у народа, устроители кощунственных выставок посягают на его святыни. Отнять у народа святое святых – значит не оставить для него ничего святого.

В стране, где мы пережили страшное обесценивание духовных ценностей, преступно оставаться равнодушным к глумлению над святыней. Наш долг – назвать происходящее своим именем, а не псевдонимом. Пусть никто не строит на этот счёт никаких иллюзий. Ни в России, ни в Европе, ни за океаном. Эта опасность угрожает не только православным, но и католикам, протестантам, а также мусульманам и буддистам, всем верующим и неверующим во всём мире.

 

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ


«Литературная газета», № 48 ( 6048) 23 - 29 ноября 2005 г.

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

    Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru