Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Главная страница | Проповеди 2002-2003г. | "Великий пост" - часть 1 | "Великий пост" - часть 2

 

Слово в Неделю сыропустную

Воспоминание Адамова изгнания

Всенощное бдение 24 февраля 1996 года

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Накануне Великого Поста Церковь ставит нас там, где находится все человечество, и мы должны осмыслить то, что происходит с каждым человеком и со всем человеческим родом, чтобы нам стало понятно, что значит Пост, в который мы вступаем.

Это воскресенье называется воспоминанием об изгнании из рая, и Святая Церковь открывает нам тайну творения первого человека, его жизни в раю. Человек был создан по образу и подобию Божию для того, чтобы восходить в истинном познании Самого Бога и приводить к совершенной жизни все творение, потому что оно было подвластно ему, и он имел возможность достигать этого совершенства. Одна единственная запретительная заповедь была у человека: чтобы он не вкушал от древа познания добра и зла. "Ибо в день, в который ты вкусишь от него, - сказал Господь, - смертью умрешь" (Быт. 2, 17).

Человеку открывалась возможность познания Бога, и он знал об этом и должен был возрастать в этом знании. Но одновременно существовала возможность и другого знания: губительная, страшная возможность познания зла, и человек знал, что зло существует извне, и оно смертельно опасно.

Как произошло падение человека? Почему человек не поколебался даже мыслью и без всякого сопротивления бесстрашно прикоснулся ко злу, зная о нем заранее, зная о заповеди Божией и о предупреждении Божием (как это случилось с Евой, которая отдалась диаволу и без всякого труда вовлекла в этот же грех своего мужа)? Мы видим только, что в этот таинственный момент, когда воля человека перестает быть устремленной к Богу, совершается мгновенное изменение внутреннего человека.

Человек, который познал зло, человек, который согрешил, это совершенно другой человек, с другим восприятием всего. Он утверждается в новом, как бы неестественном состоянии, и, наоборот, ему кажется неестественным то, что было ранее. То, что было раньше, кажется ему внешне навязанным, и он стремится от этого освободиться. Святой апостол Иоанн Богослов говорит: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (1 Ин. 2, 1516). И когда мы внимательно вслушиваемся в эти слова и всматриваемся в то, что произошло с первым человеком, мы с удивлением узнаем, что это как раз то самое, что с ним произошло, когда Ева увидела, что плод, запрещенный Богом, хорош для пищи, что он приятен для глаз и вожделенен, потому что дает знание. "Он хорош для пищи" - и это есть похоть плоти. "Он приятен для глаз" - это есть похоть очес. "Он вожделенен, потому что дает знание" - и здесь раскрывается гордость житейская. И в каждом грехе, который будет совершать потом человек, это всегда будет присутствовать.

Это и сегодня всегда присутствует в каждом нашем грехе. Изменение человека совершается так, что он мгновенно меняется силою неодолимой привлекательности греха, принимая этот грех в себя. Он меняется так, что все становится иным. Посмотрите, раньше первый человек обладал пророческим даром видения всего, что есть в мире. Он мог называть по имени все сотворенное, то есть определять самую сущность вещей, созданных Богом. Он способен был увидеть духовно жену, сотворенную Богом из его ребра, как плоть (а плоть ее - это кость от костей его), и понять ее предназначение. А теперь он оказывается слепым и хочет спрятаться от Бога, все видящего и везде присутствующего.

С одной стороны, у него как будто открывается зрение, и ему кажется, что он становится самим собою. С другой стороны, безгрешное состояние, которое было у него раньше, для него уже чуждо и непонятно, и он пытается скрыться от Бога. Ложь входит в самую глубину его сознания, и он скрывается от Бога не по причине своей наготы, как он говорит Богу, но здесь что-то более серьезное, а именно - его соединенность с грехом, которая гонит его и заставляет скрываться от Бога. И в результате принятия греха рождается хула на Самого Творца. "Жена, которую Ты мне дал, - обвиняет он Самого Творца, - она дала мне от дерева, и я ел" (Быт. 3, 12). Жена, в свою очередь, обвиняет змия-диавола: "Змей обольстил меня, и я ела" (Быт. 3, 13).

Удивительно, что если соблазн приходит через жену, то самооправдание (то есть утверждение греха) совершается через мужа, и для человека это уже не то зло, которое было вовне. Это то зло, которое вошло в глубину его сознания, в его естество. Оно уже совершенно другое: грех проникает в самые сокровенные глубины естества человека. И мы тоже находимся сейчас в таком состоянии. Человек находится в том состоянии падения, что не имеет возможности, не имеет способностей, не имеет даже желания, чтобы отвлечься от всего греховного и земного, в которое он всецело погружен. Он не может преодолеть этот мир, весь лежащий во зле, потому что человек сам часть мира, и через него этот мир наполняется злом.

Человек не в состоянии преодолеть этот мир, чтобы возобновить (хотя бы для начала) в самой малой степени длящееся общение с Богом. Наоборот, у него рождается жажда познания того, что не только вне Бога, но и того, что против Бога. И это есть определение греха и суть того, что происходит с человеком. Это есть история рода человеческого, которая вся проходит под этим знаком. Всякое познание, которое не устремлено к Богу (даже познание внешнего мира), поглощает человека, делает его частью этого мира, лишает его возможности стремиться к Богу.

Для того чтобы человек мог возвратиться к Богу, ему необходимо не просто осознать невыразимую трудность того, что он может снова переродиться, но познать, что для этого нужно только величайшее чудо. Величайшее чудо! И таким чудом явится искупительная жертва Христова, когда Бог станет человеком, когда Он будет отвергнут родом человеческим и предан смерти потомками тех, кто отвергли Бога в раю. Нам необходимо осознать, что для возвращения к Богу невозможно никакое перерождение человека, - никогда, ни в какой религии, никакими усилиями, ни через какую духовность. Только Христос - Бог, ставший человеком, принявший на Себя все, что совершается в роде человеческом с каждым человеком, насквозь пронизанным грехом, - может возродить нас для вечной жизни.

Единый Безгрешный принимает от рук грешников смерть, и это означает, что мы должны отвергнуться себя и даже своего естества, которое все пронизано грехом. В этом смысл Поста. Не только в каком-либо воздержании, а в том, чтобы увидеть всю глубину того, что произошло с человеком и что совершается со всем родом человеческим.

Грех насквозь пронизывает наше естество, и потому мы подвластны смерти. Принять жертву Христову, последовать за Христом на Крест - вот возможность, которая дана роду человеческому и каждому из нас. Смысл нашего поста в том, чтобы приобщиться в Евхаристии Святых Христовых Тайн, которые являются плодом того, что Христос совершил для нашего спасения, приобщиться новому естеству и обрести спасение. Смысл поста, как говорят святые отцы, не в отвержении вкушения, а во вкушении. Во вкушении того, чем жив человек: этой бессмертной пищи, которую дает нам Святая Церковь.

Только в Церкви возможно различение добра от зла, только благодаря Церкви мир еще не погрузился во тьму. Все, что происходит после того, как Христос совершил спасение в мире, проходит под знаком "попытаться смешать добро со злом". Не только в открытом сатанинском противлении Богу, но, прежде всего, в попытках смешать истину с ложью и добро со злом. И во внешнем мире это достигает чем дальше, тем больших степеней; и чем ближе к нам развязка истории, тем это делается почти уже неразличимым, так что порок становится добродетелью, а добродетель - пороком, и грех утверждается как норма.

Сатана старается сделать все возможное, чтобы это смешение проникло и в Церковь; чтобы и в Церкви у нас не было ясного различения того, что есть добро, и что - зло. Вся история Церкви проходит под этим знаком: вначале отделение одной части Церкви (католиков) от Православия, которое произошло в XI веке, затем - развитие этого процесса дальше. Не сразу происходит так, что люди, верующие во Христа, теряют веру в Него как Бога и только по одному имени называются христианами. Это постепенное возрастание смешения подлинного добра со злом, которое оказывает одновременно громадное влияние на жизнь всего человечества, опустошая его. И чем дальше идет история Церкви, тем больше опасностей этого смешения не только в тех исповеданиях, которые отступили от истины Православия, но и в самом Православии.

Святой Феофан Затворник предупреждает, что внешняя видимость при соблюдении всего, что установлено Богом и Церковью, при одновременной внутренней пустоте, есть самая главная опасность для Церкви, в том числе и Православной, и самая благоприятная почва для появления внутри Церкви "человека беззакония".

Будем помнить об этом, храня и соблюдая постом все внешнее. Ради чего начинается Великий Пост? В каком мире мы живем? Что происходит в Церкви, где хранится еще различение добра от зла? Как каждый из нас призван в течение этого Поста взойти на крест, по дару Христа, и приобщиться нетленного добра, которым Господь будет питать нашу бессмертную душу? Приобщиться Его победе над всяким грехом, над самою смертью в вечной радости Воскресения. Аминь.

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru