Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Все проповеди | Проповеди Протоиерея Александра Шаргунова

 

ПРОПОВЕДИ

Святитель Николай

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Христос воскресе!

Святитель НиколайПраздник перенесения святых и многоцелебных мощей святителя Николая всегда совершается в пасхальные дни, когда мы слышим ангельское «Что ищете Живаго с мертвыми? Он восстал, Его нет здесь». Это благовестие, самое потрясающее, какое когда-либо слышал мир, обращено ко всем людям и, прежде всего, к нам, христианам. Оно было сказано ангелами, когда жены мироносицы «были в страхе, и наклонили лица свои к земле». Эти наклоненные их лица к земле - выражение невольного страха, который они испытывают, ища Господа там, где Его нет. Никогда уже невозможно будет найти Его, ограничиваясь земными пределами. «Когда же начнет это сбываться, - говорит Христос о приходе Царства Божия, - тогда восклонитесь и поднимите головы ваши». А мы столь часто живем, как если бы Христос не воскрес, склоняя свои лица исключительно к земле - там, где наша работа, семья, мимоходящие радости, многоразличные беды и нужды. Без этого не обойтись, но все должно быть проникнуто надеждой, которая ведет нас к вечному.

Мне уже приходилось рассказывать об одной странной женщине, как она, почти хвалясь, говорила своей соседке: «Я никому не молюсь, только святителю Николаю. Потому что он помогает мне во всех житейских делах». Но святитель Николай явился ей однажды и сказал: «Как ты мне надоела!» Мы все улыбаемся, хотя на самом деле все это очень серьезно. Нет, и не может быть такой просьбы, которую Николай Чудотворец посчитал бы слишком ничтожной, не заслуживающей его внимания. Он всегда спешит на помощь, где беда и нужда. Но всегда, как Христос, напоминает, ради чего совершается чудо. Вы помните в Евангелии, как подходят ко Христу и говорят Ему: «Сделай здесь то, что Ты сделал в Капернауме». Чудо - это великое искушение, которым непрестанно искушаем Господь. Это искушение самого сатаны. И враги Его, «искушая, требовали от Него знамения с неба». И в час Его Крестных страданий они настаивают, чтобы Он совершил чудо: «Сойди со Креста, и мы уверуем в Тебя».

Один из способов отвержения Бога - требование от Него чудес. Мы продолжаем относиться к Богу, как относились к Нему иудеи во времена земной жизни Христа. Мы хотели бы, чтобы Бог явил Себя немного больше - как Бог, Который решает наши проблемы вместо нас. Но Бог не хочет, чтобы мы требовали от Него этого. Бог не любит исключительное, чудесное, зрелищное. Когда Он исцеляет слепого, Он делает это не для того, чтобы поразить нас, а для того, чтобы назнаменовать, что Он хочет исцелить нас от слепоты к тайнам жизни. Когда Он исцеляет расслабленного, Он делает это для того, чтобы исцелить нас от более серьезной расслабленности, которая есть наш грех. Самое ужасное - язычество среди христиан. Умаление Бога и святых Его до вспомогательного средства, которое не нужно нам, если оно не помогает так, как мы хотим. Как нам научиться у святителя Николая вместо того, чтобы без конца говорить: «Да будет воля моя исполнена Тобою, Господи», нелицемерно молиться: «Да будет воля Твоя исполнена мною».

«Горнего ищите, а не земного», - зовет нас Церковь. Это то, что делает святитель Николай. Потому что он исповедует Христа, потому что он свидетельствует всею жизнью своей, что Христос - его жизнь. Воскресение Христово действует в его жизни. Все чудеса святителя Николая - чаяние воскресения мертвых. Он веровал, что воскреснет, и каждый день жил в непрестанной памяти о смерти, о том, что ему обещано воскресение. И что всем людям, которых он встречал, равным образом обещано воскресение. Не воскресение в эту, грехом и смертью отравленную жизнь, но воскресение в бессмертии Божественном, в свете Христовом, в полноте Его любви. Вся жизнь Святителя была благодарением Богу за то, что Бог совершил для людей. И он учился у Христа принимать как свои все их страдания и несчастья. Все было пронизано любовью. Смерть делает свое дело, ее нельзя никому обойти, но жизнь в Боге торжествует. И он может быть соработником Бога, как говорит Апостол. Христос облек его светом Божественным в великолепие, в мир и в радость, в силу Божественную - так что иные принимают его чуть ли не за Бога. И на нем исполняется слово Христово: «Верующий в Меня дела, которые Я сотворил, сотворит, и больше сих сотворит».

Этому чуду Христовой любви приобщился в полноте святитель Николай, и потому он великий Чудотворец. Он пасхальный святой, потому что ему дано было узнать, что переход от мира видимого к миру невидимому совершается смертью и воскресением Господа. Пасха расцветает везде, где действует он. Чудеса, которые он совершает, - поистине знамения, открывающие Бога. Как Христос, совершая Свои чудеса, говорит: «Дела Мои свидетельствуют обо Мне», - взывая к нашей вере, так и он. Как Христос - Сам, Его Личность, непостижимо великая и таинственная, - является нам в Своих чудесах, так святитель Николай по дару Христа являет Бога. Христос умножает хлебы, но тут же говорит: «Аз есмь хлеб жизни. Приходящий ко Мне не взалчет вовек». Точно так же святитель Николай по дару Христа может утолить всякий голод всякого человека. Когда Христос отверзает очи слепому от рождения, Он говорит: «Аз есмь свет мира, идущий за Мной не будет ходит во тьме». Но поистине от века не было слышано, чтобы кто, как святитель Николай, вслед за Господом отверзал очи слепому. Самое потрясающее знамение, которое совершил Христос во время земной жизни, было воскрешение Лазаря четверодневного. Весь Иерусалим был потрясен. Но кто видел, что это знамение должно было вести к еще более потрясающему чуду? «Аз есмь воскресение и жизнь, - сказал Господь. - Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И верующий в Меня не узрит смерти вовек». «Веруешь ли сему?» - спрашивает Господь каждого Своего ученика, всех, с кем встречается Он. Своей верой святитель Николай достигает Того, Кто за пределами смерти, - Воскресшего Христа. Он сам воскресает, соединяясь с Господом. Смерть не имеет власти над ним. И даже мощи его - останки прошедшего через смерть тела - святые, многоцелебные, потому что через них действует избыточествующая жизнь Воскресения Христова. Он из тех, кого Отец дал Христу. Веруем, что Христос ввел его в лоно Пресвятой Троицы, и с изумлением узнаем, что все его молитвы, все его служение устремлено к тому, чтобы мы тоже стали участниками этого Божественного общения.

Если мы христиане, мы должны возвещать Живого Бога. Он - не среди мертвых. Мы воскреснем с Ним, и мы уже воскресли с Ним. Он дал нам предвкусить, что значит Его Царство. Смерть не имеет над нами власти, но мы проходим через смерть, и наш мир жесток. Он хочет вовлечь всех и нас в жестокость, все более убийственную, чтобы мы искали смысл и радость жизни только здесь на земле, среди мертвых. Но в сердце этого мира жестокости и страданий - потрясающий свет, преобразующий все, дарующий нам способность уподобляться Сыну Божию и святым Его. Христос - вовеки живой, и все святые - живые по дару Христа среди мертвых. И все христиане должны быть живыми в этом мире греха и смерти. Пусть память святителя Николая Чудотворца в пасхальные дни утверждает нас в вере в невидимого Бога, в присутствие Его победы в наших сердцах и вдохновляет нас на жизнь на той глубине, где Крест и Воскресение Христово. Христос воскресе!

 

 

Святитель Николай

Божественная литургия 22 мая 2006 года

 

Христос воскресе!

Если бы я не знал, что держу в руках силу любви Божией - Крест Христов, а значит и Его Воскресение, силу Его слова, как мог бы я говорить о том, что возвещает сегодня Евангелие? Как могли бы мы принести достойную похвалу святителю и чудотворцу Николаю?

Это тайна Церкви, тайна Царства, тайна Самого Христа. «Блаженны нищие, блаженны алчущии и жаждущии правды, блаженны плачущии». Есть ли у нас мужество принять Христово Царство? Эти потрясающие слова говорят нам, что есть тайна христиан, идущих вслед Христу. «Блаженны нищие». Принимаем ли мы их как раскрытие тайны Христова Креста? Нет другого пути, нет другой возможности соединиться со Христом. «Христос - путь, истина и жизнь».

Заповеди блаженства - изображение того, что происходит со Христом и то, что Он хочет передать нам, чтобы любовь Божия во Христе Иисусе излилась Духом Святым в наших нищих человеческих сердцах. Эти заповеди бьют источником воды живой среди мира печали, несчастья и страданий. Уходя из этого мира, Господь не оставляет нас, и это наполняет нас радостью, потому что Он оставляет нам Свой мир, Свою радость: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает» (Ин. 14, 27). Он дает нам его в час, когда Он восходит ко Кресту и Воскресению, и когда говорит: «Блаженны нищие, ибо их есть Царство Небесное». Здесь мера того, чем должна быть вера наша. Христос дает нам жизнь, Он дает нам Свою жизнь - готовы ли мы в свою очередь отдать Ему свою, потому что Он так любит нас?

В Церкви звучат непостижимые, неслыханные слова, когда Христос говорит. «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, Сына Человеческого ради». Есть в них что-то все на свете превосходящее, вышеестественное, они - суть Евангелия, истина христианства. Мне приходилось встречать людей, которые, находясь еще на пороге веры, говорили: «Но это то, что я всегда чувствовал, то, чего всегда искал, то, чего жаждал услышать». Смысл нашей жизни - не мешать Господу раскрыть в нас Свою любовь, Свой мир, Свою радость, радость даже среди гонений. Это то, что, в конце концов, является главным признаком христианина. «Мир оставляю вам, радость Мою даю вам» - узнать это, значит по-настоящему обрести веру в Воскресение Христово. Слово Божие предупреждает нас: «Если Христос не воскрес, ваша вера ничего не значит, вы по-прежнему в грехах ваших». Но в праздник нашего пасхального святого - святителя Николая, так же как в праздник святого Царя-мученика Николая, который восходил к святости под его покровом, в праздник всех наших святых, мы возвещаем заповеди блаженства, потому что Христос воскрес. Эти заповеди есть следствие победы Божией, они исходят из Воскресения Христова.

Христос - нищий, нищий прежде всего. Он от всего обнищал, Он, обнаженный от Своей Божественной славы, был пригвожден ко Кресту, оставлен и предан всеми. Но среди этого предательства, этой смерти, этой нищеты, Он предает Себя в руки Отца. И это то, чему научился у Господа Своего святитель Николай, святой Царь-мученик, все святые. Это то, чему мы должны учиться во всей нашей жизни - предавать себя воле Отчей, которая есть вечное блаженство. Господь хочет, чтобы мы были бесконечно счастливы. И Он хочет, чтобы мы были счастливы уже в этом мире. Посреди этого мира всегда - Воскресший Христос. Он избавляет нас от грехов, Он предлагает нам надежду, Он отверзает нам небеса, Он дает нам жизнь. Христос воскресе из мертвых, и мы можем возрадоваться и возвеселиться.

Святитель Николай - образ истинного христианина, призванного в Господе и Господом, избранного Им и не посрамившего своего призвания. Ему открылась в глубинах жизни радость, которая пронизывает светом своим все беды, печали, несчастья, болезни и даже смерть. И потому он спешит всегда к скорбящим, призывающим его на помощь людям, неся им этот свет. «Вы нищие, отверженные, гонимые, - говорит он, - вы можете быть счастливы. Вам дается это счастье. Ибо истинное счастье - не там, где богатство, успех, наслаждения». Как бы ни был ты несчастлив, Христос может сделать тебя счастливым. Христиане - это самые счастливые люди. Если кто из нас не может сказать так о себе, надо спросить - почему? Вы скажете, о каком счастье идет речь - о том, что в этой жизни или в будущей? Оно сейчас уже - не в будущем только веке, когда все откроется в полноте, - принадлежит нам. Блаженство, которое обещают заповеди Христовы, это Царство Божие, эта любовь Его уже сейчас присутствуют среди самых наших великих скорбей. В этом тайна бесконечно милосердного служения святителя Николая. Ради того, чтобы мы приобщились этой тайне, так чудесно помогает он нам.

И мы можем через все пройти, при условии, что будет у нас живая вера в воскресение Христово, вера в то, что Христос - первенец из мертвых, и что Его святым принадлежит эта слава, и что всем нам обещано воскресение. Наша радость - радость тех, кто уже воскрес со Христом. Если бы жизнь кончалась здесь, мы были бы несчастнее всех человеков. Но мы веруем и знаем, что Христос все победил. И не для того, наверное, святитель Николай проявляет такую необыкновенную заботу о наших телесных и материальных нуждах, чтобы мы все больше прилеплялись к земле. А чтобы помнили, что воскресение наших тел должно занимать центральное место в нашей духовной жизни.

Будем молиться святителю Николаю о всех наших нуждах, но прежде всего будем испрашивать у него главное утешение - чтобы дарована была нам его предстательством истинная вера и радость о Христе воскресшем. Много слов хочет сказать нам сегодня наш любимый святой, а говорит одно только слово - о любви ко Господу и к ближним нашим, в несомненной надежде, что все остальное приложится нам с избытком. А если вслушаться, то можно услышать, как это слово звучит в пасхальном приветствии, с которым он обращается к нам: Христос воскресе! Аминь.

 

 

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru