Всенощное бдение 16 июня 2000 года
Царство Небесное, вечная память всем, за кого сегодня Святая Церковь накануне праздника Пресвятой Троицы приносит свою молитву - о всех от века почивших православных христианах, всех сподобившихся крещения во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, всех, кто по превечному замыслу Божию должны быть в славе Божественной со всеми святыми. Мы приносим наши молитвы, вверяя души наших близких милосердию Божию, ищем заступничества у Божией Матери и всех святых - тех, кто уже достиг той жизни, для которой создан человек. Мы всех стараемся включить в нашу молитву - и тех, кого мы вспомнить не можем, потому что просто не знали их, и тех, в особенности, за кого некому помолиться здесь на земле, как за наших близких. И хотя наша молитва, конечно же, несовершенна, как несовершенна наша любовь, но она все же имеет большое значение. Это самое главное, что сейчас совершается в мире, самое важное дело из всех, какие только могут быть.
Когда мы выйдем из храма, мы постепенно погрузимся в свои обычные заботы и труды, и память об этих усопших людях как бы уйдет от нас. И кажется, что это естественно для нашего несовершенства, для всего, что с нами происходит здесь в земной жизни. Но есть вечная память - память, которая принадлежит Богу и которая никогда не перестает. И как бы ни была неглубока наша молитва, наша надежда всегда заключается в том, что Бог присутствует в этой молитве, и Бог знает, как углубить любовь тех, кто молится. Он открывает нам тайну Церкви, когда мы молимся за всех словами: «со святыми упокой».
Когда происходит прославление святого, совершается необыкновенное. Один человек рассказывал мне, как он был на прославлении священномученика Илариона, и как в тот момент, когда Церковь последний раз пела: «со святыми упокой», прежде чем торжественно пропеть величание новопрославленному святому, ему дано было узнать, что весь храм заполняется Божественной благодатью, святостью Божией, той новой жизнью, для которой создан человек, которая у Самого Бога. Молитвы Церкви приняты - этот человек святой. И остается только возвестить Церкви и всему миру о святости его. И мы в такой же надежде молимся о всех праведниках, чтобы Господь упокоил их со святыми. Может быть, не будет им такого прославления, как великим угодникам Божиим, но всякий раз, когда среди наших записок мы встречаем имена людей, которые угодили Богу и приняли достойную христианскую кончину, мы знаем, что соединяемся с этими людьми сокровенным, таинственным образом. И они уже имеют власть ходатайствовать за нас перед Богом, и Бог дает нам каплю благодати, когда наша молитва истинна. Каплю той благодати, которая идет от океана благодати, когда прославляются великие святые, когда мы сподобляемся участвовать в этой тайне молитвы Церкви.
Но в то же время Церковь призывает нас, если мы действительно хотим быть причастными Христовой любви, с не меньшей заботой ходатайствовать о людях грешных. В этом и заключается жизнь Церкви. Святые отцы говорят нам, что горе будет миру, если христиане отвернутся от него, - мир погибнет. И горе будет всем усопшим без должного покаяния, если мы перестанем за них молиться. И горе будет нам, потому что мы не узнаем, что такое любовь Христова - мы никогда не достигнем ни Бога, ни одного человека. Потому что это одна и та же любовь, и обращена она ко всякому без исключения человеку.
Преподобный Силуан Афонский восклицает: «Не говори: "сам виноват", или сердце у тебя железное? - но в раю железо не нужно». Семя фарисейства, о котором предупреждает Христос, постоянно угрожает нашей жизни, и оно будет исторгнуто с корнем только при конце истории, когда все раскроется до конца, и мы все предстанем пред Богом. Вот тайна, которую открывает нам сегодня Церковь: Бог останавливает взгляд на том, кто не хотел смотреть на него, и вверяет его любви того, кто молится. И тому, кто молится, дается от Христовой любви, в нем зажигается свет благодати, и он начинает видеть, что Бог не перестает любить этого как будто уже навеки погибшего человека.
Нигде, как в молитве за усопших, не открывается нам тайна того, что наша любовь рождается от Божественной любви. И чем больше мы молимся, чем чаще мы молимся, чем постояннее мы молимся, тем больше возрастает наша любовь к Богу и к другому человеку, при условии, если наша молитва связана со всею нашей жизнью. И чем большую мы имеем любовь к какому-то одному человеку, тем большее в нас возрастает желание молиться за всех людей. Чем ближе человек к Богу, тем большее в нем противостояние лжи и греху, и тем большее число людей включает он в свою молитву. Вот тайна непрестанного плача преподобного Силуана Афонского о спасении всего человечества. Кто по-настоящему молится, узнаёт, что каждый человек является самым драгоценным для Бога. Что у Бога все живы и что любовь воистину побеждает смерть. И он узнаёт тайну Церкви, день рождения которой мы будем праздновать уже завтра на всенощной. Ему открывается - что есть Бог и что есть человек, что Бог помнит вечной памятью каждого из нас и здесь на земле, и в вечности. Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня вечером у нас будет служба Пятидесятницы, и завтра после поздней литургии впервые мы преклоним колена перед Богом Живым, перед Пресвятою Троицею и будем молиться о прощении наших грехов и о том, чтобы Господь упокоил в жизни вечной всех прежде усопших отец, братий и сестр наших. Эту службу предваряет сегодняшняя Троицкая родительская суббота. Святая Церковь напоминает нам, что Царство Божие - это не то, куда мы придем после того, как умрем. Она говорит, что Царство Божие пришло к нам - не мы пришли к этому Царству, а оно к нам пришло. Бог и небо, и вечная жизнь к нам пришли - вот что будет означать наша коленопреклоненная молитва, и вот что означает наша жизнь в Церкви. Ради этого и создан человек. Эта вечная жизнь есть любовь, и мы можем любить, потому что Бог первым возлюбил нас. Не мы Его возлюбили, а Он нас возлюбил, и потому мы можем любить Его и друг друга, потому что Он дал нам эту новую жизнь. Никто и ничто не может отнять от нас этой вечной жизни, потому что она означает такую любовь Божию, которая совершила сошествие с небес Сына Божия, Его приобщение всему пути человеческому от рождения до смерти. Его Крестная смерть, Его воскресение, Его вознесение и ниспослание даров Духа Святого на всякую плоть человеческую, принимающую дар новой жизни, и есть любовь, которую невозможно одолеть - это вечная жизнь, которая нам дается Господом. Мы призываемся быть причастными этой вечной жизни. Мы перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев своих. Даром Христа, Его откровением, Его благодатью научаемся мы этому. Не любящий брата своего пребывает в смерти, во тьме, во аде - и в вечности и здесь, на земле. Мы не можем, не имея Христовой любви, помочь отсюда тем, кто находится там, ни они не могут помочь нам, если они не достигли этой любви. Велика эта любовь и глубока, и глубины ее неисследимы. В Синаксарии сегодняшнего дня рассказывается о преподобном Макарии Великом, как он увидел в пустыне человеческий череп, и молитвою - даром Духа Святого - вызвал душу умершего, который когда-то был языческим жрецом. И тот сказал, что находится во тьме несветимой, в страшных адских муках. На вопрошание преподобного, бывает ли таким душам какое-либо облегчение, он ответил: когда вы молитесь в Церкви, особенно, когда совершаете Евхаристию, мы начинаем понемногу видеть друг друга. Это значит, что свет Христов, Его любовь, которая присутствует в святых Христовых Тайнах, даруется не только нам - верным, не только тем усопшим, кто жил истинной верой, но и всему роду человеческому, даже тем, кто пребывал в страшном заблуждении. Мы помним слова святителя Иринея Лионского: «Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение». Только там чудесно действенна Евхаристия, где Церковь в неповрежденности хранит чистоту исповедания. Что можем мы сделать для тех, кто умер без покаяния и без веры, и даже, может быть, не сподобился святого крещения? Мы должны сохранить нашу веру и участвовать в таинствах Церкви - ради нашего собственного спасения и спасения наших близких. И при этом не забывать, что для верующих требуется верность Христову дару. Тот же языческий жрец сказал, что есть еще горшее страдание: когда те, кто был запечатлен таинством святого крещения, принял благодать Духа Святого от Господа, но попрал ее своею жизнью, - находятся в несравненно более страшных огненных безднах. Однако и здесь любовь Божия не прекращается. Один молодой человек рассказывал, как в период, когда он делал только первые шаги к Церкви, и нуждался в утверждении своей веры, ему было видение его бабушки (как потом он узнал, это был день ее кончины). Он увидел ее в страшном огне - ее руки, ее фигуру, все ее существо, обращенное к нему с предельной мольбою о помощи. Она сказала: «Молись за меня, и молись еще за другого человека, который находится в таких же страданиях. Его зовут Нифонт». Он даже не знал, что существует такое имя. Самое удивительное, что эта мольба души, находящейся в аду, о помощи другому человеку была такой же, как мольба о собственном спасении. И я знаю еще рассказ другой женщины, как ее покойная мама явилась ей и просила отпеть некую Татьяну, которая находится вместе с ней. Она немедленно отправилась в ближайшую церковь, и священник, внимательно выслушав ее, совершил отпевание. Мы видим, что люди, которые попали в плохое место за то, что они не имели любви к Богу, тем не менее, оказываются способными на сострадание к другому человеку, на ту любовь, которую они не сумели явить здесь, на земле. И значит, не все потеряно для них, если о другом они молятся, - не так, как мы часто молимся, слишком поверхностно, - а как о себе. Значит, есть на что в них опереться Господу, и Он может все изменить. И поэтому Господь так ждет наших молитв. Он умоляет, чтобы мы молились за этих людей, Он требует, Он предупреждает, что спросит с нас за каждую душу - как мы молились за них. Но эта любовь в истинном ее проявлении всегда означает для нас приобщение благодати Духа Святого, о даре которого мы будем молить завтра Господа во время коленопреклоненных молитв. О даре, стяжание которого является единственным смыслом нашей жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, о той любви, которая открывает нам лицо Бога и лицо другого человека, и дает нам понять, что жизнь - это радость, и для радости истинного общения с Богом и другими людьми создан человек.
Да будет дано нам узнать эту любовь Божию к человеку, принять хоть каплю этой благодати, чтобы и у нас была радость, которая является несомненным свидетельством, что все может перемениться. Не какая-то смутная радость, смутная мечта о чем-то, принятие желаемого за действительное, а та радость, о которой слово Божие говорит: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое». Оттого что нас коснулась истинная жизнь, мы готовы начать жить по-другому, готовы ко всякому беспощадному по отношению к греху усилию, к любому ради этой жизни труду и конкретным поступкам. На всякое время и на всякий час мы должны жить памятью об этом единственном смысле жизни, об этой благодати, этой радости, этой любви. Только по этому можно определить, где мы находимся по отношению к близким нам людям, ко всем, за кого мы молимся. Только так мы на самом деле участвуем в их вечной судьбе. И в нашем собственном спасении. Только так происходит наше приобщение вечной памяти Божией о каждом человеке. «Со святыми упокой», - молит верно, непоколебимо святая Церковь. «Со святыми упокой» - вот смысл сегодняшнего праздника, предваряющего великий праздник Пятидесятницы. Чтобы и они, усопшие, и мы были святыми - теми, кто причастен радости Духа Святого, любви Господней. Аминь.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"