Прогноз непогоды: 8 - 15 июля

 

Всадник из головы

О фильме А. Балабанова "Война"

 

Роман Вершилло

 

Режиссер Алексей Балабанов – автор нашумевших "Брат-1", "Брат-2" – снял очередной фильм. "Война" посвящена чеченской войне, первой и второй, и в "Войне" так же идут поиски нового положительного героя, что и в предыдущих картинах.

О художественных достоинствах фильма говорить не приходится, за полным отсутствием художественного кинематографического мышления. "Война" – торопливый и скомканный (а поклонники фильма скажут: "спрессованный") рассказ об истории Ивана. Иван - русский солдат, попавший в плен к чеченским бандитам. Его и заложника-англичанина отпускают, но они возвращается, чтобы уничтожить бандитское гнездо и освободить других узников. Это им удается, но дальше судьбы героев расходятся. Иван попадает в тюрьму за "убийство мирных жителей", а англичанин монтирует документальный фильм о Чечне и становится знаменитым на весь мир.

Возможно, рваный ритм повествования призван показать, что у Ивана нет времени осмыслить происшедшее, и он спонтанно следует за требованием ситуации.

Вообще-то фильм мог бы быть отнесен к ряду рассказов о взрослении героя, к жанру "романа воспитания". На это отчасти намекает режиссер. В качестве аналогий можно указать на похожие перемены героев "Войны и мира" или на события в "Сердце тьмы" Джозефа Конрада. Кстати, этот роман Конрада был экранизирован Ф. Копполой под названием "Апокалипсис сегодня" как раз в виде эпизода вьетнамской войны.

Герой мужает и взрослеет, переживает поражения и победы, становясь иным, более цельным и более сложным человеком. И поражения, говорит история и литература, здесь не менее целительны, чем победы.

Но в "Войне" Балабанова взросления не происходит. Иван остается незапятнанным младенцем, пройдя через все. Он по-прежнему не отвечает за происходящее. То есть взросление происходит, но разве что в каком-то языческом смысле, физическом, но не нравственном.

Частая в таких "боевых" фильмах перекличка с "Терминатором" должна бы оправдывать такую прямолинейность и несгибаемость характера главного героя. Космический младенец-робот имеет одну правду – достижение поставленной цели, а потому Терминатор невольно вызывает уважение, как и Иван. Но для искусства, как и для жизни, этого мало.

А ведь казалось бы вопрос о превращении парня в мужчину поставлен в "Войне" со всей плакатностью советского кино. Умирающий отец Ивана (актер Гостюхин) говорит сыну: "Все-таки хорошо, что ты был на войне. Война из парня мужика делает. А в мужике вся сила. Вот и у меня была сила, и не стало. А встать бы, взять в руки автомат, и на войну…"

Такой завет сыну – это полуцитата из "Войны и мира", где старый князь говорит сыну перед войной с Наполеоном:

- Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!

Замечаете разницу?

В "Войне" Балабанова вообще нет места понятию о стыде. Здесь звучит мат, а в жидкой грязи зиндана происходит любовная сцена. Но и это не все.

Звучит и одна задушевная мысль Ивана. Ее особо выделяет, а не комкает, как все прочее, Балабанов. Ивана спрашивают: "Все ли чеченцы бандиты?", то есть дети, старики и женщины, и Иван отвечает: "Да практически все".

И именно это есть нравственный тупик, моральная нерасчлененность. Ведь совесть способна отличить вину одних от других.

Потому и нет в фильме ни взросления, ни какой-либо динамики в образе Ивана. Ведь все, что нам надо знать о человеке, – это то, как в нем прорастают понятия о добре и зле, о чести и долге. Тогда стронется с места застывший кусок истории, каким предстает чеченская война у нашего режиссера. Тогда заживет что-то в душе героя, начнется его личная история, как путь к добру или злу.

Всего этого в "Войне" не происходит. А это тем более жаль, что чеченская война – самое важное событие последнего десятилетия. Как во всякой справедливой войне, в ней есть место правде, долгу и чести, которых не рассмотрел Алексей Балабанов.

 

 

 

 

 

На главную страницу