Прогноз непогоды: 18-24 марта

 

Деяние с разумом

 

Роман Вершилло

 

Православные христиане - совесть России, а новорусские бизнесмены и финансисты - ее позор. При этом православные в целом социально пассивны, а "новые русские" - социально активны.

В пропасть между ними и проваливается наша страна.

Нравственный закон как бы существует сам по себе, вне всякого приложения. А действие - само по себе, без всякой моральной оценки. Не должно быть так...

Ведь без нравственного чувства и дело не прочно стоит. Перед искушением и сознание без дел не может устоять. Даже вера в Бога - этот  якорь безопасный и крепкий, по слову Писания - нуждается в подтверждении делами.
Итак, у нас есть две опоры - любовь к Богу и любовь к ближнему. Не потому, конечно, что вера в Бога недостаточна. Не потому что дела наши ничтожны и несовершенны.

Говорят, что недавно Александр Минкин ("МК") и Кирилл Набутов ("За стеклом") выступали против порнографии и в пользу введения цензуры. Эти люди, столь много сделавшие для утверждения в России культа безнравственности, говорят, в общем, правильные слова. Они действуют как во сне, без всякой связи с тем, что они сами делали и делают.

Они не знают, что в вечности суду подвергнутся не только слова, но и их непотребные дела.

Весь морок разврата и лицемерия заставляет христианина думать: я соблюдаю заповеди, я лично не нарушаю нравственного закона. По мере сил я защищаю своих детей и Церковь. Зачем мне вмешиваться в этот сумбур? Опять же, почему недостаточно воздержания от зла?

А вот зачем и почему.

Чтобы называться исполнителем заповедей, мало одного нравственного сознания. Нужны действия в соответствии с этим нравственным законом. Мало быть нравственным, нужно утверждать этот закон вокруг себя, в обществе.

Потому что христианские целомудрие и нравственность - это не восточное неучастие в делах мира. Добродетель - это сила и действие по требованию нравственного закона.

"Целомудрие есть истинная, с сознанием соединенная сила, глубоко отпечатлевшаяся в душе и уничтожающая оставшиеся следы срамных движений", - пишет об этом св. Василий Великий.

Видите ли, что Святой называет целомудрие - силой? Потому и Премудрость говорит, что благочестие всего сильнее. Не только воздержанием от зла оно сильнее, но и действием.

И св. Андрей Критский в Великом каноне, который читают на этой седмице, призывает нас стяжать "деяние с разумом, да будеши ум зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении, и будеши великий купец".

И сознание есть ничто, и действие есть ничто. Но прочно их соединение.

 

 

На главную страницу