Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Общество - Экономика - Политика - Образование в России - Искусство - Прогноз непогоды - Богословие - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика - В фокусе семья

 

БОГОСЛОВИЕ

"Миражи любви". Предисловие к книге

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Эта книга — первая из трех книг, объединенных названием "Миражи любви". Она посвящена Церкви и ее противостоянию злу в мире. Тема второй книги — современное общество, третьей — человеческая личность сегодня. Почему "Миражи любви"? Потому что Бог — это любовь. И человек — это любовь. Это существо, созданное Богом для любви, и потому так возненавидел сатана человека. И антихрист — это тот, кто против Христа и вместо Христа — в Церкви, в обществе, в человеческой личности.

Эти книги писались в годы "великих перемен", раскрывшихся глубиной "великих подмен", которые, конечно же, начались не только в России и не в годы "перестройки", но с наступлением ее получили у нас небывалое "ускорение". Самая великая подмена, какая может быть, — подмена центра жизни, перестановка местами главного и второстепенного. Как составлены книги? Публицистические выступления, интервью, проповеди, диалог с читателем. Всякая книга — диалог с читателем, а здесь, как в книге "Последнее оружие" — это буквально переписка, ответы на письма, и они занимают значительное место. Но при кажущейся разноплановости книги, все объединяет одна мысль. Так человек может быть занят работой, включать телевизор, ехать в машине, беседовать с другом и даже стоять на молитве, и не терять при этом из виду самого главного, что его волнует, если оно волнует его больше всего остального.

Так почему же все-таки "миражи любви"? Святые отцы уподобляют жизнь человечества, после отпадения его от Бога и подчинения злу и смерти, странствованию в пустыне. Странствование богоизбранного народа в пустыне на пути к земле обетованной было прообразом. Обетованная земля — это потерянный цветущий рай, полнота жизни, любовь, которая, по слову Писания, и есть союз совершенства. Человек стремится к совершенству, таково его естество, таким он создан Богом, в этом главный признак того, что он человек. Пока он не достигнет совершенства, он не может ничем удовлетвориться, он "духовной жаждою томим".

Миражи — это образы, которые являются изнемогающему от жажды путнику в пустыне. Зеркала его желаний, основанные на реальных явлениях, но которые есть не что иное как обманчивая видимость. Есть три главных миража, тайна апокалиптического числа 666, как никогда привлекающего сегодня внимание многих. Мир был создан "добро зело" в течение шести дней, но освятился только в седьмой день, когда Бог почил от трудов Своих и как бы пригласил человека "войти в радость Господа своего". Святые отцы говорят, что число 6 — это совершенство само по себе, без Бога. И число 666 можно рассматривать как тройное самосовершенство. Совершенство человеческой личности, совершенство человеческого общества и совершенство Церкви.

Мы понимаем, что эти три миража пересекаются друг с другом, даже иногда, кажется, сливаются в один, и все-таки не можем не воскликнуть: неужели и Церковь может стать миражом? Все помнят слова апостола Павла из Второго Послания к Солунянам о том, что придет время, когда человек беззакония сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога. Святитель Феофан Затворник в толковании на это Послание предупреждает, что все внешнее в Церкви может быть сохранено — и каноны, и уставы церковные. И при этом оказаться только "внешней видимостью", а внутри — полная пустота, то совершенство, в котором нет благодати присутствия Божия.

Попытка человечества построить совершенное общество без Бога также всем хорошо известна. Злейшая ересь хилиазма — "тысячелетнего царства" — на наших глазах совершает переход от миража коммунизма к новым материалистическим утопиям так называемого глобализма. Отвергаясь высшей реальности, люди в отчаянии готовы подчиниться то одному, то другому возвышенному обману: "Господа! Если к правде святой / Мир дороги найти не сумеет, / Честь безумцу, который навеет / Человечеству сон золотой". Но явь остается: без Христа человечество — вечный раб греха и смерти.
И здесь открывается самый последний мираж. Будучи не в состоянии исполнить свое предназначение с помощью естественных дарований совести и разума, человек восстает на богоустановленный нравственный и духовный порядок и из естественного состояния переходит в нижеестественное. Человек — свободное, разумное существо — может превратиться в скота или беса. Как свидетельствует псалом: "Человек в чести сый, не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им" (Пс. 48,13). Мы говорим: не так страшно физическое уничтожение целого народа и в конце концов, может быть, всего человечества, по сравнению с уничтожением человека как личности, как духовного явления. И перед нами стоит уже не вопрос — существует ли Бог, а — существует ли человек.

Человеческая личность может раскрыться только в любви, то есть в истинных отношениях с Богом и с другими людьми. И это связано с ее жизнью в Церкви и обществе. Но происходит любопытное явление. Принадлежность обществу или Церкви все более маргинализируется, социальные связи становятся все более шаткими, отношения друг с другом формальными или безымянными, но мир не может отказаться от любви — в единственно доступной для него естественной сфере. От того, что является источником самых великих радостей, а также приносит самые великие страдания. В результате мы видим, что это слово с его туманностью образов и отзвуков, становится одним из самых последних предметов культа, последним прибежищем мифа, магии и псевдорелигии в сегодняшнем мире. Последним местом очарования в мире, разочарованном во всем. Иначе как объяснить, что культура, столь решительно отвергающая мифы, старательно разоблачающая иллюзии, столь снисходительно относится к самым ужасным искажениям в том, что она по-прежнему называет любовью? С одной стороны, грех все более утверждается как норма, то есть высшее зло хочет явиться высшим добром — любовью. И рай, когда он мираж, обнаруживается адом. А с другой, — в человечестве, несмотря ни на что, всегда остается та интуиция, которая видит в любви, в ее неискоренимой тайне, ни с чем не сравнимый смысл, ответ на самое глубокое желание, написанное в сердце каждого человека — за пределами всех исследований. Мир продолжает поклоняться любви — этому богу, теперь уже богу с маленькой буквы, идолу. Святые отцы говорят, что существует столько же ложных учений о любви, сколько ложных учений о Боге.

Бог попускает существование миражей, чтобы мы не забывали о подлинной цели нашего земного странствования. На полпути между мечтой и реальностью, между желанием и пустыней, в эпоху "философии пустоты", во времена, когда жизнь становится все более пустынной, мы должны ясно видеть свою цель. Не стремитесь слишком рано достигнуть ее, потому что мечты могут быть обманом, и самым жестоким диавольским обманом. Но и не бойтесь миражей. Для чего отвергать мечты, если нет реальности? Мудрость христианина — в том, чтобы по дару Христа научиться и зло обращать в добро. Ибо "любящим Бога все содействует ко благу" (Рим. 8,28). Есть подлинная любовь. И в этом смысле миражи как зеркала, пусть и опасно кривые, напоминают нам о том, что необманно сияет на горизонте — о цветении рая и о лике Христовой любви. Что бы стало с этой нашей любовью, которой мы чаем и одновременно страшимся — без наших усилий сохранить верность Христу, Церкви, всем людям и нашему собственному призванию? Она была бы только плодом нашего воображения, продолжением нашего "я", исчезающего среди миражей. Но жизнь дается как любовь, и любовь — это истинная жизнь, которая присутствует уже здесь и сейчас на нашем пути к Богу. Наше слово всегда и прежде всего — о любви.

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

    Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru