Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Общество - Экономика - Политика - Образование в России - Искусство - Прогноз непогоды - Богословие - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика - В фокусе семья

 

Литературная ересь

Роман Вершилло

 

На страницах "Литературной газеты" писатели и критики спорят сегодня о том, что важнее – Христианство или русская литература. То есть, собственно, ни о чем они не спорят, поскольку все подряд делают выбор в пользу литературы.

Вот, например, известный литературный критик Павел Басинский:

"Россия без Большой Серьёзной Литературы обречена на утрату культурной само­идентификации и на поражение в борьбе с культурным «глобализмом». Ведь понятно, что как бы ни возродилась Русская православная церковь, она никогда не будет играть в мире той ведущей духовной роли, которую, по крайней мере в лице Толстого и Достоевского, играла и играет русская литература. Ни в Европе. Ни в Америке. Ни тем более в Индии или Китае. И это не вопрос о том, что больше: церковь или литература? Это вопрос о духовной коммуникативности?" (Литературная газета от 20 июня 2005 г.)

И это еще умеренная позиция, поскольку г-н Басинский хотя бы не говорит, что литература "больше" Церкви. А в номере от 3 августа Георгий Пряхин – писатель и гендиректор издательства "Воскресение" – уже прямо предпочитает литературу религии:

"В последнее время, судя по всему, человечество слишком много передоверило религии. В отсутствие абсолютных духовных, лидеров, столпов, причём светских столпов, таких, как Лев Толстой, Махатма Ганди, религия, точнее, её служители, её высшая иерархия, не выдерживают возложенного на них божественного призвания.

Религия, уже в силу её большей доступности, занимает и нишу, в которой изначально пребывала литература, включая русскую классическую. Противостояние религий крайне опасно, в том числе и разных ветвей христианства. Вдумайтесь: в религиях уже в силу исторических причин их зарождения и существования изначально заложены элементы противостояния и фанатизма. Большая же, настоящая мировая литература такого противостояния не знает: пафос её неизменно гуманистичен. У этих духовных материй разные ткачи, с разным исходным пониманием ценности человеческой жизни".

На следующей странице того же номера ЛГ помещена статья Всеволода Сахарова, которая также представляет религиозный взгляд на литературу, хотя говорится в ней больше о финансировании, чем собственно о творчестве.

В статье "У нас была великая литература" сказано следующее:

Русская "классика стала закономерным итогом многовековой культурной деятельности, и для этого надобны были согласное напряжение лучших национальных сил и лишения бесправного народа. Может быть, именно поэтому она вся уложилась в одно XIX столетие, её Золотой век, началась Пушкиным и кончилась Чеховым. За ними пришёл короткий Серебряный век, уже названием своим предсказывавший близкий закат, декаданс, серые сумерки, холодную осень старой классической культуры...

В 1918 году, когда одна литература кончилась и начиналась какая-то другая, неведомая словесность, умиравший с голода у стен богатейшего монастыря России религиозный писатель и философ Василий Розанов подводил итоги окончательные: «Собственно - гениальное, и как-то гениально-урождённое - в России и была только одна литература. Ни вера наша, ни церковь наша, ни государство - всё уже не было столь же гениально, выразительно, сильно. Русская литература, несмотря на всего один только век её существования, - поднялась до явления совершенно универсального, не уступающего в красоте и достоинствах своих ни которой нации, не исключая греков и Гомера их, не исключая итальянцев и Данта их, не исключая англичан и Шекспира их и, наконец, - даже не уступая евреям и их Священному Писанию, их «иератическим пергаментам»... Этого, что лежит перед нашими глазами, уже нельзя переменить, переделать. Оно – есть, оно представляет собою факт, зрелище; нечто созревшее и переменам не подлежащее».

Железный занавес истории с грохотом опустился, отделив одну культуру от другой. Мы остались одни, без ангелов, то есть без классики".

Согласитесь: одна и та же глупость в почти подряд появившихся статьях – это уже не просто глупость, а глупость с тенденцией. Перечислим упреки в адрес Христианской веры и Церкви.

- Религия не обладает должной "духовной коммуникативностью".

- Она не позволяет России культурно само­идентифицироваться.

- Религия не будет играть ведущей духовной роли в мире.

- Религии слишком многое передоверили.

- Религия заняла ту нишу, которую "изначально" занимала литература.

- Религия более доступна, чем литература.

- В религии заложены элементы противостояния и фанатизма.

- Православная вера не гениальна, не выразительна, не сильна.

- Она не поднялась до явления совершенно универсального.

- В отличие от религии литература "неизменно гуманистична".

Обратите внимание на некоторые нестыковки.

Религия "более доступна" в силу своей простоты, но, одновременно, "невыразительна и некоммуникативна".

Православное Христианство "не универсально", но, в то же время, "не обеспечивает культурную самоидентификацию России".

Религии "слишком многое передоверили", но и ведущей роли она играть не может.

В общем, Христианству надо очень постараться, чтобы понравиться нашей литературной братии. Да и как это сделать, если им нужна универсальность – и культурная особенность. От религии требуют играть ведущую роль, и, в то же время, знать свой шесток, не покушаясь даже на литературное пространство.

Если бы мы имели дело с честными оппонентами, то могли бы им сказать, что Православное Христианство именно и сочетает в себе все желаемые качества. Оно и вселенское, и русское, универсальное и личное. Христианство берет на себя ответственность за весь мир, но нигде не действует насилием над совестью. Оно просто и доступно, и бесконечно сложно. Оно везде (и в литературе тоже), и оно не от мира сего.

Христианская религия не "неизменно гуманистична"? От религии раньше требовалось, чтобы она была Божественна, Теперь же упрекают Христианство в отсутствии гуманизма, упрекают христиан, которые веруют, что Богочеловек умер на кресте, чтобы искупить всех людей. Тем самым, человеку Самим Богом придана наивысшая ценность, до которой любой литературе как до Луны и выше.

Если посмотреть с другой стороны, то большая литература во всяком случае не "неизменно" гуманистична. Если гуманистичен "Дон-Кихот", ясно, что "Мертвые души" и "Борис Годунов" гуманистичны как-то иначе, не правда ли? Если мы готовы признать эталоном гуманизм Чарльза Диккенса, то у его современника Теккерея будет какой-то иной гуманизм, или, по меньшей мере, иная степень гуманизма.

Согласимся разве только с одним упреком: Христианство не "гениально", поскольку гениальность - слишком мелкое определение для веры, да даже и для государства. Вера прежде всего должна быть истинной, равно как и государство прежде всего должно быть справедливым.

Само собой разумеется, что литературные критики Христианской Церкви теряют контакт с религиозной истиной. Но мы хотим им указать также и на то, что вслед за религией они утрачивают литературу.

Почему у наших авторов "великая русская литература" оканчивается Чеховым, и оканчивается на страницах "Литературной газеты", которая уделила столь большое внимание юбилею великого русского писателя М. Шолохова и его великому роману?

Если Чехов – великая литература, то, конечно, и А. Платонов, Вс. Иванов, Замятин и Пильняк.

С другой стороны, дело представляется так, что кто-то когда-то считал, что литература в России служит заменой религии. Можно во многом упрекнуть наших великих писателей, но только не в этом. Никто из перечисленных гениев "от Пушкина до Чехова" не только не заменял религию литературой, но даже и не сравнивал их. А если и сравнивал, как Лев Толстой, то с тем, чтобы доказать ненужность и вредность всякой культуры.

Правда, вот А. Чехов был человек безрелигиозным и очень этим, кстати, огорчал Толстого. Но уж, извините, Антон Павлович и в литературу не верил точно так же. Он имел, как можно полагать, смутную надежду на будущее человечества – "Через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной" - но никак не на современную ему литературу.

Смешение литературы и мистики – не всегда религиозной – началось в Серебряный век. Но это было именно смешение до неразличимости, как, например, в известной статье Ивана Ильина "Основы Христианской культуры". Декадентство вообще основано на смешении, и четкое противопоставление одного другому ему не свойственно. Вот и И. Ильин возводит искусство и всякую человеческую деятельность к понятию "творчества", которое имеет у него и у других его единомышленников скрытый религиозный смысл. Потом это выродится в учение о синергии, о якобы имеющем место "сотворчестве" Бога и человека.

Ведь что говорит и Розанов, этот якобы "религиозный писатель"? Он сравнивает гениальность литературы и "гениальность" веры, Церкви и государства. А килограммами или метрами он веру и государство мерить не пробовал? "Гениальность государства" – это же сапоги всмятку! Но даже Розанов не говорит, что литература заменяет собой религию и Церковь. И уж тем более русские писатели советского времени не могли понимать литературу как религию.

Методом исключения мы приходим к выводу: религиозное возвеличивание "великой русской литературы" имеет совсем недавние корни. Самое позднее – начало 60-х годов 20-го века. Вот тут-то и становится понятным, почему Шолохов и Платонов исключены из великой и русской. Конечно, Толстой с Достоевским к литературе религиозно не относились, не путали и не заменяли одно другим. И даже считали, что религия бесконечно выше любого искусства. Все это так. Но советская интеллигенция верила в этих писателей, или, говоря точнее, связывала с ними свои религиозные чувства. А Шолохов или Пильняк у советских образованцев таких чувств по разным причинам не взывали, вот и остались вне "великой литературы".

И поэтому уже не удивляет, что в число великих не попал Гаврила Романович Державин, автор оды "Бог", этого единственного чисто религиозного сочинения в русской литературе нового времени. А ведь прп. Герман Аляскинский именно об оде Державина говорил, что это Богодухновенное сочинение. Это подтверждается и действительно чудесными обстоятельствами написания оды "Бог", о которых рассказывает Гаврила Романович в своих Записках.

Простая мысль, что религия – это религия, а литература – литература, видимо, более не воодушевляет пишущих и читающих. И при этом не замечается следующее: смешав одно и другое, мы уничтожаем самостоятельность литературы. Искусство тем самым исчезает как отдельная область и превращается в род плоского суеверия.

Мы имеем дело здесь с принципиально неподлинным религиозным чувством. Поэтому наши авторы и могут довольствоваться столь недостойным во всех отношениях объектом как писатели и литература. Они обращаются не с теми вопросами, и получают не те ответы, которые нужны верующему человеку.

Искусство вещь нужная, но не очень важная. Литература есть сообщение смысла, а это нужно только при общении человека с человеком. Безусловно, литература играет существенную роль в осознании человечеством самого себя, и прежде всего в исторической непрерывности человеческого существования. Непрерывное познание, которое в веках осуществляет искусство, превращается в постоянное сознание познанного, которое научно осуществляется в исторически-филологическом познании.

В этом состоит значение слова как такового, поскольку оно сообщает не отдельный частный смысл, а истину, данную в непрерывности исторического предания.

Конечно, и общение человека с Богом порождает великие образцы искусства. Достаточно вспомнить псалмы царя Давида. Но в том-то и дело, что религиозная истина стоит настолько выше всего человеческого, что бессмысленно и совершенно неуместно говорить о "творчестве" Пророка, об "искусстве" Пророка, о художественных достоинствах его поэзии.

Свт. Филарет Московский резко порицал ложно-эстетическое отношение к Священному Писанию, с которым он столкнулся в одной журнальной статье:

"Великий Псалом: "Боже мой, Боже мой, вскую оставил мя еси", - представлен как образчик Поэзии. Пророк созерцает событие поколебавшее вселенную, с удивительно буквальной точностью изображает происходящее на Голгофе за столько веков: а словесник на трепещущей земле, под угасшим солнцем, ищет цветов Поэзии.

Пусть Эстетики обвинят меня, что это мне не нравится. Поищу оправдания на Голгофе".

Будучи связанным с историей человечества, искусство разделяет и судьбу его, впадая в злосчастные аберрации. Вслед за эпохой гуманистического атеизма искусство превращается в веру в человека. Это жалкая вера, непонятная вера, означающая сбой того исторически протяженного общения человека с человеком, которое составляет суть искусства.

И опять же: кто из великих писателей верил в человека? Пушкин? Гоголь с Чеховым верили? Буддист Толстой верил в высокое достоинство человека?

Другое дело, что, будучи людьми искусства, наши писатели высоко ценили литературу и отстаивали ее самостоятельность. Пушкин, например, писал брату Л.С. Пушкину: "У вас ересь. Говорят, что в стихах – стихи не главное. Что же главное? проза? должно заранее истребить это гонением, кнутом, кольями, песнями на голос "Один сижу во компании" и тому под."

И это, безусловно, ересь, в которую впадают и те, кто делает литературу религией, а религию - литературой. Конечно, поэзия – это искусство, и в стихах главное – стихи. Этим утверждается суверенность искусства, оно становится отдельным предметом, и в качестве такового мы уже способны оценить важность искусства и его значение. И тут мы подходим к главному выводу: это будет не очень высокая важность и не слишком большое значение.

Искусство прекрасно, и им стоит заниматься или, по крайней мере, наслаждаться им и изучать его. Но надо при этом иметь достаточно здравого смысла, чтобы забыть о нем, когда перед человеком встают вопросы о вечной жизни, о спасении, о подлинном счастье и смысле жизни.

Поэтому вера в литературу, вылившаяся на страницы "Литературной газеты", не какое-то маловажное заблуждение. Так обозначается противоход всему осмысленному течению истории. Историческое тело человеческого знания здесь заменено на оформленное незнание. Причем незнание появляется точно в том месте, где прежде в жизни человечества находилось знание.

Вера в литературу есть антикультура в точном смысле слова, то есть какая-то культура, но с противоположным знаком.

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

    Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru