Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Главная страница - Образование в России - Прогноз непогоды - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика- В фокусе семья - Искусство - Общество - Богословие - Экономика - Политика

 

Итоги новой югославской трагедии

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Как говорить о Сербии, о ее безмерных страданиях, о ее ужасающем разорении, о крови невинноубиенных, вопиющей к небу, и не говорить о России? Сербия знает, и Россия знает очень хорошо, что горе и отчаяние этой войны открывают двери такому мраку, перед лицом которого самые непоколебимые нормы жизни оказываются ничего не значащими. Мы не можем не видеть общее значение, которое имеют эти события для судеб мира. Эта война была направлена не только на уничтожение сербского народа - она глубоко, глубже, чем многим кажется, провоцирует всемирное противостояние.

Октябрь 1993 года в Москве - публичное, всеми одобряемое беззаконие, о котором апостол Павел говорит как о последнем пределе долготерпения Божия, повторился в международном масштабе. Не случайно европейские правительства, одобрившие тогда это массовое убийство беззащитных людей, оказались теперь участниками нового преступления.

Война в Сербии - завершение XX века. Хотя трудно назвать войной этот непрерывный, продолжающийся в течение трех месяцев расстрел мирных жителей. Она позорит Европу. Она угрожает многим странам, и в первую очередь - России. Средства варварского разрушения были использованы против этой страны. Самая гнусная ложь изыскивалась, чтобы обесчестить этот народ. Если особенности чьей-то психики могли бы вменить сербам в вину отдельные их ошибки, эти ошибки никак не соответствуют тому страданию, которое этому народу было дано принять.

Невозможно не видеть, как уровень ненависти поднялся повсюду. Произошло, может быть, необратимое заражение организма "мирового сообщества" токсинами ненависти, насилия и лжи. Глумливые слова "Счастливой Пасхи", начертанные на бомбах, убивающих младенцев, навсегда останутся символом современной цивилизации.

Как всякая война, она произвела великое разделение между культурой веры и культурой неверия, и определила тип "нового человека" XXI столетия. В Европе и Америке, еще по видимости не отрекшихся от христианской культуры, навсегда возобладал не просто языческий принцип превентивной войны, но уголовный лагерный принцип: "Кто смел, тот и съел". Отныне только огнем и мечом пролагается успешный путь к достижению нужных целей.

Мы стали свидетелями худших проявлений насилия, отказа от разума и совести. После Гитлера и Сталина человечеством приобретен еще один колоссальный опыт лжи, лжи по самому глубокому существу всего, что совершается с человечеством. Но во времена великих испытаний как никогда раскрывается сила истины и правды, если она еще есть в людях. Однако невозможно забыть, что зло остается злом, и что оно все более возрастает. И что совершившийся ужас остается совершившимся. Что отчаяние сотен тысяч людей, их скорбь, каждая слеза и каждый вопль, вызванный этой несправедливостью и неправдой, не могут быть просто забыты, как будто их не было. Они не будут никогда вычеркнуты из жизни, даже если эти люди получат с избытком небесное воздаяние от Бога, никогда.

Что должны мы сказать мировому сообществу, подводя итоги новой югославской трагедии? Вся история человечества, в особенности, XX век, свидетельствует, что ложь и насилие, когда они обретают примат в иерархии ценностей, рано или поздно опрокидывают своих адептов, и они внезапно обнаруживают перед всем миром свое бессилие и беспомощность. Откройте глаза на совсем недавние события. Какой неодолимой казалась победа коммунистической революции в России! И как это здание, построенное, казалось, на века, в один день рухнуло. Разве не то же произошло, только гораздо стремительнее, с гитлеровской империей третьего рейха? Такая же участь постигнет, несомненно, НАТО и всю Америку и Европу с их диктатурой "нового мирового порядка". При этом невозможно не видеть, как мир, оттого что он не осознает смысл происходящих событий, с неизбежностью идет от одного зла к другому, худшему злу. И одна демагогия сменяется другой, еще более бесстыдной демагогией.

Победа коммунистической революции в России привела не к установлению социальной справедливости, а к самой жестокой несправедливости. И она вызвала ответную мощную реакцию разного рода фашизма, демагогически обещавшего раз и навсегда покончить во всем мире с "заразой коммунизма". А разве "победа над коммунизмом" в России не вариант той же самой реакции, когда коммунистическая опасность точно так же сменяется вначале анархией, а затем фашизмом нового типа, а государственный атеизм сменяется государственным сатанизмом на фоне попрания основных нравственных принципов, утверждения греха как нормы.

Демагогия всегда выступает под флагом правды, но рано или поздно забывает о всякой правде и выступает с крестовым походом против врага, который представляется "абсолютным злом". Чем отличается нынешняя демонизация целого народа от классического геббельсовского нацизма? Результат этого может быть только один - человечество все более охватывает равнодушие и отчаяние, и в мир высвобождается больше ненависти и страха, чем за все прошедшие века.

Но Церковь еще раз может повторить только одно: не надо пытаться перехитрить историю и обмануть реальность жизни видимостью успешной политики, жертвуя существенным ради достижения временного успеха. Это чревато великими катастрофами, как ясно показывает вся история уходящего века. Глупость и безумие, когда они далеко заходят, вступают в область мистики.

Если сегодняшние победители не принимают в расчет значения действий диавола в событиях мира, недооценивают той инерции истории отпавшего от Бога человечества, согласно которой недостаточно добрых намерений и идей, чтобы обеспечить победу добра - пусть не сомневаются они, что есть Господь Бог, и Он есть Господин истории, и что Он всегда посрамляет замыслы нечестивых.

Мы убеждены, что христианский ответ на существенные вопросы времени - не декоративный, не фиктивный - является единственно соответствующим природе вещей. Центральная ошибка политиков XX века заключается в отказе от самого понятия политики, верной евангельским принципам. Вслед за этим отказом происходит неизбежный отказ от политики по законам совести и честности: все определяется только выгодой и успехом. Разве непонятно, говорят они, что политика имеет своей целью государственную мощь и благоденствие граждан? И все, что способствует достижению этой цели, даже насилие и несправедливость, политически хорошо. Экономика имеет целью обретение и умножение материальных богатств, и все, что способствует достижению этой цели, даже обман, даже бесчеловечная эксплуатация, даже убийство какого угодно количества людей, экономически хорошо. Правда, справедливость и все подлинные человеческие ценности становятся совершенно чуждыми политической и экономической жизни. И когда нравственность вторгается сюда со своими требованиями, она вступает в противоречие с политической и экономической реальностью.

Создается новый тип человека - "хомо экономикус", единственная функция которого - собирание материальных благ. Это уже не "хомо советикус", для которого еще существовал нравственный закон хотя бы в виде "морального кодекса строителя коммунизма". "Новые русские", также как "новые западные", аппетит которых ненасытим, пожрут все, в том числе свою двойную мораль и все остальное - со своими сообществами. Так на наших глазах вырастает чудовище, пожирающее все человечество.

На самом деле, как мы часто говорим, сегодня уже не стоит вопрос, существует ли Бог, а существует ли человек. Мы не идеалисты: мы не строим никаких иллюзий. Но будем твердо знать, что только здесь, где существует Бог, и где существует человек - единственная возможность исполнить нам наш исторический долг в противостоянии силам разрушения, демагогии и обмана, паразитирующим на правде и справедливости. Такова подлинная философия истории и политики. Таков реализм, который противостоит цинизму и безумию так называемой "реальной политики", постоянно пропагандируемой сегодня. Не сентиментальный оптимизм, который надеется, что все постепенно наладится, и мы, забывая обо всем, будем входить в новую политическую реальность.

Много разрушений принесли Сербии натовские бомбардировки. Но эти разрушения, как бы ни были они ужасны, становятся второстепенными перед вызовом, брошенным народам. Ужаснее всего то, что массовым сознанием овладевает мысль о фатальности зла и непобедимости беззакония. Страшнее всех бомб чудовищный взрыв отчаяния, заполняющий все.

Сегодня сербский народ, также как и русский, политически деморализован. Но ничто не было бы еще потеряно, если бы он не был деморализован нравственно. При этом всякий компромисс со злом приводит к еще большему осознанию бессмысленности сопротивления. Даже в Церкви существует немало людей, которые полагают, что с христианской точки зрения определенные вещи делать нельзя, "но…" Этим "но" диавол прокладывает себе дорогу.

Было бы наивным предполагать, что политические деятели Европы и Америки, те, кто держит сегодня в своих руках судьбы мира, испытывают глубокое уважение к христианской этике и хотят осуществить евангельские принципы в жизни. Но было бы предательством Христа и предательством множества людей (между прочим, самой подлинной политики) сказать: "Пусть будет так, как есть".

Мы не питаем никаких иллюзий относительно того, что свидетельство Церкви может исцелить кого-то из руководителей НАТО от психоза "прав тот, кто сильнее", который столь ярко обнаружился в этих событиях. Нет никаких гарантий, что они не вмешаются точно так же в судьбу России, в которой еще без бомб, но не без их явного участия разрушено уже не меньше, чем в Сербии.

Но только твердые нравственные принципы могут обеспечить твердую и подлинно реалистическую политику. В противном случае остается только химерическая идея цивилизации, основанной на свободе, расслабленность воли и сознания, непростительная наивность, полагающая, будто Ленин, Гитлер, Клинтон или Ельцин сдержат свое слово. Так называемые демократы не глядели слишком далеко и не пытались понять, что идет вслед за этими обещаниями, какие силы разрушения и насилия. Единственное, что могло остановить Гитлера с его "новым мировым порядком", - соединение реальных сил, способных предложить реальные решения. Но теперь все постепенно разрушено и осталась одна демагогия.

Время размышлять о судьбе православного народа. Кто хочет продать душу за политические выгоды? Мы должны ответить на самые насущные вопросы совести, которые поставила перед нами жизнь: как защитить свое национальное и человеческое достоинство.

Сейчас, когда "дело сделано" и "зло победило", все мыслящие и совестливые люди должны задуматься, возможно ли еще защитить мир от нового варварства, надвигающегося на него. Как подлинно сохранить все, что есть в человеческой культуре, выработанной веками вдохновения и труда? Если эти традиционные ценности останутся в прошлом, нам не видать ни настоящего, ни будущего. Если они станут мертвыми для нас, нам самим не быть живыми. Пусть поражение Сербии и России, как всякая большая беда, принесет с собой для нас нравственное очищение и обращение к истинным ценностям. Эти скорбные события должны вдохновить нелицемерных ревнителей правды и справедливости противостоять изо всех сил и всеми возможными способами взлому всего, что есть еще человеческого в этом мире.


 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

    Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru