Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Главная страница - Образование в России - Прогноз непогоды - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика- В фокусе семья - Искусство - Общество - Богословие - Экономика - Политика

 

Философия на марше

Роман Вершилло

 

Действия неоконсервативной администрации США можно объяснять по-разному: то ли тем, что там собрались выдающиеся тупицы, то ли экономическими и финансовыми проблемами Америки.

Но вот днями удалось услышать еще одно объяснение: оказывается, администрация США руководствуется чисто отвлеченными философскими соображениями. И автором этих идей является малоизвестный до сих пор профессор Лео Штраусс (Leo Strauss).

Шум вокруг этого имени пыталась поднять американская исследовательница Шадия Друри (Shadia Drury). Она написала о Штрауссе две книги: "Политические идеи Штраусса" (1988 г.) и "Лео Штраусс и американские правые" (1998 г.), где разоблачала его едва ли не как "еврейского фашиста", сочинившего мерзкую идеологию для неоконсервативного крыла Республиканской партии.

Тогда все решили, что Друри нападает на Штрауса из-за какой-то необъяснимой личной антипатии. А ведь г-жа Друри совершенно точно предсказала риторику и действия администрации Буша-младшего. Она пришла к этому задолго до 11 сентября, исследуя весьма темные труды Лео Штраусса, о котором придется сказать несколько слов.

Лео Штраусс (1899-1973) - классический филолог и философ, родившийся в Германии. Он получил образование в Марбургском университете, где его наставником был философ-кантианец Германн Коген. Затем он имел возможность обсуждать философские проблемы с Мартином Хайдеггером во Фрайбургском университете. В те годы Штраусс исповедывал сионизм и либерализм, однако на рубеже 30-х годов в его мировоззрении произошел перелом. Он провозгласил возврат к Платону и стал яростным критиком либерализма, историзма и эгалитаризма. В трудах античных философов и у Маккиавелли он обнаружил совершенно иную модель общества, чем в наши развращенные времена. Штраусс увидел государство, в котором обществом правит философская элита. И, что самое главное в системе Штраусса, эта элита управляет обществом с помощью моральных и религиозных идей.

С точки зрения Штраусса, моральная риторика и религия нужны не потому, что они истинны, а потому что полезны и необходимы для общества. Сами же философы, разумеется, не разделяют этих идей, поскольку для Штраусса всякие ценностные суждения безосновательны. И в этом можно видеть влияние Ницше и Хайдеггера.

После прихода Гитлера к власти наш философ переезжает в США, где в конце концов получает кафедру профессора в университете Чикаго. Но и здесь при жизни Штраусс по видимости не приобрел большой славы. Но только по видимости. Как убедительно доказывает Друри, лекции Штраусса посещали ведущие идеологи республиканцев, у него обучались те, кто сегодня творит политику США. Друри приводит длинный список влиятельных американских политиков и политологов: Ньют Гингрич, судья Кларенс Томас, историк Гарри Джаффа, Аллан Блум.

Последователи Штраусса пришли в политику в середине 60-х, а в 70-х уже проводили семинары по политологии для Президента Джеральда Форда. Штрауссианцы были и в команде Рейгана: советник по национальной безопасности Карнес Лорд, и в администрации Клинтона: Уильям Гэлстон.

Сейчас в руководстве Пентагона находятся Пол Вулфовиц и Абрам Шулски, также известные почитатели нашего философа и идеологи "нового крестового похода".

Администрация США действительно использует в качестве оружия риторику о "мировом зле", о свободе. Причем целью этой риторики является именно сам американский народ. И это существенно для Штраусса, который отстаивал самостоятельную ценность отдельной нации и государства. Для него важно обеспечить совершенное управление своей страной, а агрессия вовне служит лишь инструментом во внутренней политике. Если смотреть на происходящее его глазами, то окажется, что по-настоящему объектом агрессии является вовсе не Ирак, а на наших глазах происходит новое завоевание Америки.

В самом деле, разложение моральных и религиозных ценностей в США достигло своего апогея, приближаясь разве что к нашему отечественному Содому. Так что же делать с этим разлагающимся и смердящим телом? Разбудить чувство самосохранения, укрепить чувство самоидентичности, внушить моральные ценности, наконец, вернуть религии (или религиям) ее место. Все это и делает война, как сделала это вторая чеченская война в России.

И тут не знаешь, радоваться или горевать. С одной стороны, можно только порадоваться тому, что философия и идеология хотя бы отчасти реабилитированы. Уж слишком долго оскорбляли ум и чувство объяснения мира через призму экономики, финансов, биологической борьбы видов, классовой борьбы... А ведь были и гумилевские объяснения истории через географию в ее влиянии на этническую психологию!

Впрочем, и у нас в России есть группа писателей, которые все объясняют через идеи. Это группа Головина, Дугина и Джемаля. Но они оккультисты, и поэтому мировые события для них - это маски, под которыми скрываются сами идеи. То есть действуют только идеи "бытия" - "небытия", и они сами двигают событиями и вещами.

С философией это ничего не имеет общего. Ведь действуют личности, а не идеи. Поэтому целью философии всегда было воспитание мудрого человека, а он уже действует по долгу и в соответствии с требованиями разума. В искаженной форме именно эту правильную мысль и проповедует Штраусс.

Свою силу имеют даже не вполне верные идеи, и тут Штраусс тоже в чем-то прав. Возьмем концепцию Френсиса Фукуямы о "конце истории". Уже и сам ее автор от нее фактически отрекся, и опровергнута она по всем статьям, а свой объясняющий свет на события эта гипотеза все же проливает, о чем мы как-нибудь отдельно поговорим.

Но с другой стороны, неоконсервативный ренессанс в Америке не дает повода к радости. За христианской риторикой Буша скрывается страшная реальность: истину и добродетель используют неправедно и во вред. Что нам до "подмораживания" Америки, если достигается оно пролитием невинной крови? Что нам за дело до религиозной и моральной риторики Пентагона, если сами действия - агрессия против Ирака, например - являются преступными?

Это, напомним, уже было. Когда за Апостолами ходила женщина, одержимая нечистым духом, то говорила: "Сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения".

Что же сказал на это Апостол Павел?

Вознегодовав, Апостол обратился и сказал духу: "именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее"

И дух вышел в тот же час.

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

    Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru