Слово на праздник Богоявления

 

Протоиерей Александр Шаргунов

 

В эти дни все крещеные, все, кто хотя бы одним этим таинством связан с Церковью, приходят в храмы, чтобы взять Богоявленскую воду. Так ли приходят, как хотя бы приходил народ из Иерусалима и Иудеи и всех окрестностей ко Иордану, принимая крещение покаяния от Иоанна, исповедуя грехи свои?

Как Иоанн говорил приходившему креститься от него народу, так Церковь говорит всем, почерпающим крещенскую воду о покаянии, об обновлении нашего крещения. Покаяние - второе крещение. Чтобы не в суд или во осуждение принимали мы эту великую святыню, но во оставление грехов, в радость жизни вечной. Проповедь Иоанна сосредоточена на самой сути веры, ибо покаяться означает отвернуться от греха и обратиться к Богу. Он говорит о перемене сердца, но знает, что грех проникает во все сферы жизни - религиозную, нравственную, общественную, политическую. Он - твердый реалист, всегда видящий правду и ложь, зовущий к всенародному покаянию, к тому, чтобы наша молитва была связана с каждодневной нашей обыденной жизнью. Что делать сборщикам налогов, как вести себя воинам, каждому человеку? У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Как это предельно просто, и как особенно понятны должны быть эти слова в сегодняшней России! Не говоря уже о том, что смерти был предан Предтеча за обличение разврата.

Как написано у пророка Исаии, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Это о сердце сокрушенном и смиренном, но и всякий дол нищеты и горя да наполнится, и всякая гора и холм гордости и богатства да понизятся, кривизны всей жизни да выпрямятся, и неровные пути ее сделаются гладкими, чтобы все могли увидеть, что Царство Небесное приблизилось, и всякая плоть могла узреть спасение Божие. Святой Иоанн Предтеча - бесстрашный проповедник и обличитель нечестия, какое бы место оно ни занимало в обществе, в государстве и в Церкви. Смелое слово его обращено к вождям народным, к первосвященникам, к ученым богословам, которых он называет порождениями ехидны. В его изображении они бегут от гнева Божия, как змеи с загоревшегося поля. Весть о спасении обращена не только к Израилю, не только к тем, кто называет себя чадами Авраама. Бог силен из камней сих - из омертвевших в язычестве людей - воздвигнуть детей веры.

В эти дни мы слышим слово суда над нашей Россией, над нашей Церковью, над нами. Уже секира у корня дерева лежит, всякое дерево, не приносящее плода, срубают и в огонь бросают. Святой Предтеча говорит, что Бог отсечет от Себя избранный Им народ за его неверие и призовет других, чтобы обратить их к жизни веры. Мы видели, как подобное совершилось с русским православным народом, когда большинство его оказалось вне Церкви, и еще не такое увидим. Бог приходит на землю, чтобы отделить добро от зла: лопата в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

Обличения Предтечи относятся ко всем, приходящим на Иордан, и к нам ко всем сказано каждое слово его. Ибо открывается, говорит сегодня апостол Павел, гнев Божий с небес на всякое нечестие и неправду человеков. Не о явном только нечестии идет речь, но о всяком без исключения грехе. Бог посылает нам скорби земные, чтобы пробудить нас от сна и беспечности, но пока мы не осознаем, что из каждого греха вырывается пламя вечного огня, мы не поймем, что нуждаемся в спасении. Однако мы погибаем, и эта гибель более страшная, чем все, что может быть на земле. Какой смысл говорить о счастье и несчастье, о разрешении каких-то проблем в то время, как над всеми нами тяготеет иная, не устранимая ничем во веки веков угроза. Преждевременно слово о Божией любви, если вначале не развенчана ложь, будто совсем неплохо можно устроиться и не расставаясь с грехом, и под ногами у него - достаточно твердая почва, а не бездна. Благодушие проповеди о любви не избавит людей от безразличия к истине, от холодности сердца и мечтательности.

Пламя гнева Божия пылает вокруг нас, и гневом исполнено слово Предтечи. Как нам, грешным людям, понять этот гнев? Гнев человека не творит правды, потому что к нему всегда почти примешивается наша плотская эгоистическая ревность, однако Предтеча оттого, что он прошел через огонь покаяния, стал гласом Божиим. Но и у всякого, даже самого грешного, человека подлинное отношение к жизни начинается с возмущения злом как таковым. Мы не можем объективно и равнодушно рассматривать зло просто как факт - необходимо отвержение этого зла, которое, сколько есть у него сил, до последнего будет отстаивать свое право на существование. Примириться со злом - значит быть побежденным злом. Во святом и живом Боге это отвержение зла, не только открытой и наглой его агрессии в сегодняшнем мире, но и самых малейших его проявлений - неумолимо. Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы. Невозможно, чтобы это отвержение оказалось хоть сколько-нибудь ослабленным ради ложно понятой любви к Богу и человеку. Всякий компромисс со злом есть посягательство на святое величие Божие и на достоинство человека. Мы просто не сознаем смертельной этой опасности, в которой мы находимся.

Дом, где мы живем, зажжен с четырех углов, наша жизнь охвачена пламенем вечной смерти. Что нам делать, куда бежать от огня? От всепожигающего праведного гнева Божия нас может спасти только правда. Вся правда, вся праведность, а не какая-то ее часть. Достаточно одной искры неправды, чтобы все загорелось с новой силой, и потому Христос говорит: так надлежит нам исполнить всякую правду.

Святой Иоанн Предтеча возвещает Крещение Духом, бесконечно превосходящим его крещение водой. То, чем крестит Иоанн, - вода. То, чем будет крестить Христос, - Дух Святой. То, что мы принимаем в крещении, в Богоявленской воде, - Сам Дух Святой, Божественная любовь. Но в праздник Богоявления и всякий раз, когда мы устремляемся к Христовой любви, перед каждым из нас, перед всею Церковью, стоит Предтеча. Прежде - покаяние, потом - любовь. Прежде - страх Божий, очистительное огненное страдание, суд очищающий, потом - утешение Христовой любовью. Как принять утешение от Утешителя тому, кто оскорбляет Его? Невозможно покаяться перед Богом, отвергая требование совести и правды, понятные и некрещеному человеку. Только творящему дела покаяния открывается, что вода эта - дар, который нельзя ничем заслужить, который стоит крови Христовой. Этой водою совершается наш переход к абсолютно новой жизни. Это новый наш с Богом завет. Покаяться - значит жить жизнью, которую Бог предназначил для нас. Глас вопиющего в пустыне - чтобы не было пустыни, а был Божественный  сад - жизнь, которая приносит плоды.

 

 

 

 

На главную страницу