Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Главная страница - Образование в России - Прогноз непогоды - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика- В фокусе семья - Искусство - Общество - Богословие - Экономика - Политика

 

Гельман - это диагноз

 

Московский провокатор

Григорий Нехорошев, "Лица" (22.05.1997)

 

Летом 1995 года знакомый художник под большим секретом рассказал, что известный куратор современного искусства, галерист Марат Гельман, работает чуть ли не идеологом предвыборной кампании Конгресса Русских общин (КРО) и его лидера Александра Лебедя, вся работа происходит в тайне и привлечены к ней такие известные революционные лидеры актуального искусства, как Тимур Кибиров и Анатолий Осмоловский. Последний в свое время прославился своей акцией на Красной площади, когда телами сподвижников сложил на брусчатке многометровое слово из трех букв.

Такое неожиданное сближение галериста-провокатора с консервативно-патриотически настроенными лидерами КРО не могло не заинтересовать, и я попытался встретиться с кем-нибудь из команды г-на Гельмана. Но все вовлеченные в процесс имиджмейкеры хранили гробовое молчание и что-либо рассказывать отказывались. Маленькое интервью дал мне только художник Осмоловский, который о конкретных методиках предвыборной агитации говорить не стал, так как "давал подписку о неразглашении", но только заявил, что методики эти "скучны" и построены на "элементарных провокациях". О предвыборной работе Марата Гельмана я опубликовал небольшую заметку в "Независимой газете". На следующий день Анатолий Осмоловский уже просил меня, чтобы я больше нигде не публиковал ни единого слова из нашего интервью, поскольку у него могут быть слишком серьезные неприятности. За опубликованный мной кусочек интервью его наказали тем, что не выплатили гонорар размером в 4,5 тысячи долларов. Еще через неделю я узнал от журналиста "Независимой газеты", что г-н Гельман предлагал ему за неплохие деньги выкрасть пленку с интервью. А еще через неделю мне удалось встретиться с художником Богданом Мамоновым, который отказался сотрудничать с Гельманом в "раскручивании" КРО.

- Когда Гельман предложил мне конкретный проект, я не поверил своим ушам. Это предложение было за пределами добра и зла. Я хотел просто трахнуть его стоявшим рядом факсом, - рассказал Богдан Мамонов.

О сути предложения г-н Мамонов долго отказывался мне говорить, поскольку "Гельман все-таки немало сделал для современного искусства и это может бросить на него тень". Но все же рассказал, как, предложив ему 5 тысяч долларов, г-н галерист предложил устроить выставку "Дети рисуют Лебедю". Причем можно было "сорганизовать детей или нарисовать самому в детском стиле".

Волшебная сила искусства

Многолетний сотрудник галереи Марата Гельмана художник-зоофил Олег Кулик года три назад объявил себя председателем "Партии животных" и по этой причине стал давать интервью о своей любви к братьям нашим меньшим, рассказывать, как вступает с ними в половые контакты по обоюдному согласию, долго лаская их и почти уговаривая. Кулик дал мне пространное интервью об этом для еженедельника "Мегаполис-экспресс", в котором, в частности, рассказал о своей скульптуре "Плодородие". Представляет она из себя огромную металлическую конструкцию совокупляющихся быка и коровы. Впервые художник демонстрировал эту работу на выставке ультрасовременного искусства в Копенгагене и во время нашей беседы искал деньги, чтобы транспортировать шедевр в Москву, где мечтал со временем поставить вместо "бездарного памятника маршалу Жукову" на Манежной площади.

- Народ к такому памятнику потянется, и он станет великим объединяющим символом, - заявил мне г-н Кулик. При этом он упомянул "Тверьуниверсалбанк", который якобы обещал помочь ему деньгами.

Скандал разразился через пару дней после выхода номера "Мегаполис-экспресс". В редакцию позвонил представитель банка, потребовавший немедленной публикации открытого письмо его руководства, в котором сообщалось, что сомнительные заявления г-на Кулика испортили отношения банка с партнерами и клиентами и должны быть дезавуированы.

Примерно в то же время вторая "звезда" галереи Гельмана - художник Александр Бренер устроил акцию на Красной площади. В одних трусах и боксерских перчатках он появился на Лобном месте и, подпрыгивая, стал кричать в сторону Кремля: "Ельцин, подлый трус, выходи на поединок, выходи!"

Побратимы

Можно было бы рассказать о еще десятках акций, устроенных галереей Марата Гельмана, но все они, по большому счету, похожи были по своей направленности, ярко политической. В свободное от подготовки акций время г-н Гельман искал выход на реальных политиков. Молодые политологи познакомили его с редактором "Общей газеты" знаменитым политиком начала и разгара перестройки Егором Яковлевым. Под руководством Яковлева был создан фонд политических исследований "Горожане", и вскоре г-н Гельман как один из самых активных деятелей фонда был представлен мэру Москвы Юрию Лужкову. Галерист замелькал в коридорах мэрии, но стиль его поведения оттолкнул руководителей Москвы, и Егору Яковлеву было категорически заявлено, чтобы "Гельмана поблизости не было". Однако в этот период идеолог современного революционного искусства близко сошелся с еще одним "революционным провокатором" - г-ном Глебом Павловским. Политолог Павловский широко прославился своей политической акцией "Версия N 1". Через средства массовой информации он распространил якобы секретный план, разработанный в ФСБ, по захвату власти в стране. План этот в 1994 году буквально "поставил на уши" всю политическую и журналистскую элиту Москвы. Бывший друг Павловского политолог Андрей Фадин характеризует его как "человека яркого, но очень опасного ума, способного на любые политические провокации и мистификации". "С Гельманом они оказались очень близки по стилю мысли", - говорит Андрей Фадин. Именно с Павловским и по его протекции Гельман и принял участие в работе предвыборного штаба КРО.

Большая рыба

Однако работа с КРО и по деньгам, и по влиянию на реальную политику не принесла двум политическим провокаторам тех дивидендов, на которые они рассчитывали. Тем временем набирала ход предвыборная кампания по выборам президента России. И когда, оттеснив Олега Сосковца, за дело руководства предвыборной кампанией встал Анатолий Чубайс, Павловский и Гельман оказались в его предвыборном штабе. Под эгидой фонда "Эффективная политика". Наученные опытом работы с КРО, политические технологи больше всего боялись утечки информации, и фонд работал фактически на казарменном положении. Но о некоторых методах работы Павловского и Гельмана все же известно. Например, они активно рассылали от имени Компартии РФ приглашения на пресс-конференции Геннадия Зюганова. Сорванные с места журналисты собирались в заявленном месте и потом долго материли Зюганова за то, что никакой конференции не было. А г-н Гельман зарегистрировал в Народно-патриотическом блоке в поддержку Зюганова товарищество художников "Замоскворечье". А затем сам же устроил пресс-конференцию, где разоблачил "Замоскворечье" как союз, за которым не было ни одной реальной организации. Сколько получил Гельман за эту работу, доподлинно неизвестно. Но вот г-н Павловский недавно развелся с женой и оставил ей в наследство квартиру стоимостью в несколько сот тысяч долларов. И тут же приобрел себе другую - еще дороже.

"Компромат" против компромата

Буквально через три недели после появления в газете "Московский комсомолец" расшифровки разговора Анатолия Чубайса и Виктора Илюхина о пресловутой коробке с долларами, которую пытались вынести работники предвыборного штаба Ельцина из Дома правительства, в галерее Марата Гельмана состоялась шумная выставка "Компромат". До ее открытия все московские редакции буквально завалили факсами с предложениями подготовить любой компромат на любого действующего политика. А на самой выставке чего только не было! Израильский паспорт Геннадия Зюганова, пленка с автоответчика Александра Коржакова, якобы записанная в день его увольнения, страница из "Независимой газеты" с фотографией, на которой Александр Лебедь беседует с Джохаром Дудаевым, документы из швейцарского банка со списками огромных валютных счетов всех членов правительства, телевизионная передача с интервью со "школьным приятелем" министра финансов Лившица, где рассказывалось, как юный Лившиц с товарищем забрался ночью в кабинет школьного директора, чтобы выкрасть дневник, и, увидев спящего директора школы, срезал с его пиджака все медали и ордена, и продал их коллекционерам.

Выставке предшествовала пресс-конференция в Центральном доме журналиста, где было рассказано, как с помощью современной компьютерной техники можно изготовить и израильский паспорт Зюганова, и фотографию Лебедя рядом с Дудаевым. Вот и верьте теперь журналистам со всеми их сенсационными разоблачениями!

Двадцатого мая г-н Гельман порадует любителей современного искусства выставкой, которая пока что носит рабочее название "Водка". На ней предполагается показать коллекцию современных самогонных аппаратов, продемонстрировать большое количество видеозаписей интервью с самогонщиками. Мораль выставки, сообщили мне в аппарате Гельмана, - показать пагубное действие монополии государства на производство спиртных напитков.

Борьба с памятником

Но, похоже, не давала покоя Гельману мысль, что среди почитателей его таланта так и нет мэра Лужкова. И началась массовая кампания против скульптора Зураба Церетели и его злосчастных памятников. Гельман требовал сатисфакции в виде референдума по поводу творений Церетели. Но когда встревоженный не на шутку мэр стал говорить о высокой цене референдума и лично принял г-на Гельмана, тот мгновенно прислушался к словам Юрия Михайловича и от своих требований отказался. А в начале апреля вообще заявил о своем выходе из кампании против Церетели, сославшись на трагедию со взорванным 1 апреля памятником Николаю II. "Не удивлюсь, если выяснится, что Гельман и Павловский сами и взорвали этот памятник, - сказал мне политолог Андрей Фадин, - при их стиле мышления и детективной версии восприятия действительности этого исключить нельзя".

Что касается стиля, то его мне пришлось прочувствовать, как говорится, на собственной шкуре. Собирая материал об акциях "Компромат" и "Водка", я встретился с пресс-секретарем галереи Марата Гельмана и попытался узнать, кто же является заказчиком этих мероприятий. На следующий день после этой встречи я был приглашен в галерею, и меня познакомили с неким г-ном Соколовым, который представился "представителем службы безопасности заказчика" и сказал, что если я буду и впредь интересоваться заказчиками, то "буду иметь дело со службой безопасности". На прощание Соколов выдал мне свою визитную карточку, из которой следует, что он является сотрудником благотворительного фонда "Европейское образование"...



© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

    Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru