Что такое евгеника

 

Анастасия Кузнецова

 

Термин "евгеника" был введен Ф. Гальтоном (Francis Galton) в 1883 году. По Гальтону, евгеника стремится к улучшению человечества через поощрение наиболее способных и здоровых людей к увеличению потомства. Гальтон представлял как бы позитивное направление евгеники.

Негативная евгеника получила свое распространение в США, Германии и Скандинавских странах в начале  века. Это течение пользовалось в США широкой популярностью. Снимались фильмы, печатались учебники, пропагандирующие евгенику. В стране существовали несколько институтов, занимающиеся этой проблематикой. Самый знаменитый из них: Eugenics Record Office (ERO).

Создавались научные общества (Galton Society, American Eugenics Society), журналы (Eugenical News), посвященные евгенике, и комитеты по ее распространению среди населения. В 1912, 1921 и 1932 были проведены несколько международных конгрессов евгенистов. В колледжах вводились курсы по евгенике, студенты писали научные работы на эту тему. И до сего дня в сознании американских граждан сильны те стереотипы, которые были активно насаждаемы в то время.

Негативная евгеника требует, чтобы "негодный человеческий материал" более не размножался. Из данных генетики был сделан вывод, что люди так же, как и растения и животные, должны быть отделены от своих менее полезных членов посредством принудительной стерилизации, тогда как размножаться могут только самые здоровые особи. При этом нездоровыми признавались социально не состоявшиеся люди. Они будто бы обладают некоей необратимо испорченной наследственностью. Таким образом, евгеника пыталась объяснить причину социальных болезней человечества, таких, как нищету, алкоголизм, бродяжничество, преступность и проституцию.

Последователи евгеники считали, что общество напрасно тратит огромные суммы, позволяя рождаться нездоровым  людям. Ведь о них потом надо заботиться, тогда как стерилизация одного нездорового индивида сберегает будущим поколениям тысячи долларов. Евгеника становилась удобным способом решения всех злободневных проблем общества, так как причину их усматривали не в структуре общества в целом, а в необратимо испорченной наследственности отдельных индивидов и даже целых этнических групп.

Исследования, на основании которых были сделаны такие выводы, в настоящее время, да и в те годы, следует квалифицировать как явно ненаучные, так как факты часто подгонялись под некие, уже сложившиеся в обществе стереотипы. Руководствуясь работами Менделя, евгенисты пытались выявить признаки, передающиеся по наследству, составляя генеалогические таблицы и родословные. Изучение наследственных черт сводилось к поиску больших семей и проверке каждого члена этой семьи на наличие/отсутствие той или иной черты. При этом использовались данные, собранные в тюрьмах, сумасшедших домах, домах сирот, домах для слепых. Такое исследование может быть успешным, если идет речь о цвете волос, глаз или пигментации. Но если предметом исследования становятся такие более сложные признаки, как, например, музыкальные способности и интеллект или такие болезни, как шизофрения или маниакальная депрессия, то фактически невозможно определить даже критерии измерения той или иной черты.

При оценке интеллектуальных способностей и составлении тестов по определению уровня интеллекта учитывались знания культуры США, а не реальные знания индивида или его способность мыслить. Вполне естественно, что по такого рода тестам большинство иммигрантов показали низкие результаты, и были признаны не вполне нормальными с точки зрения интеллекта. При этом совершенно не учитывалось влияние на человека социума и окружающей среды.

Следует отметить, что исследовались не только характерные черты среди членов одной семьи, но и были попытки выявить черты, передающиеся по наследству внутри этноса. Так, евгенисты определили как хорошую кровь - кровь первых американских поселенцев, прибывших из стран Северной и Западной Европы. Они, по мнению евгенистов, обладают такими врожденными качествами, как любовь к науке и искусству. Тогда как иммигранты из Южной и Восточной Европы обладают менее благоприятным набором черт.

Все это способствовало введению ограничительных законов для въезжающих в Америку и законов против смешанных браков между представителями разных рас и национальностей. В противном случае, как утверждали евгенисты, велика вероятность порчи американской крови.

Но самой радикальной политической акцией евгенистического течения стало официальное разрешение стерилизации. К 1924 в США насчитывалось 3000 принудительно стерилизованных. Принудительной стерилизации подвергались преимущественно заключенные и умственно отсталые.

В штате Вирджиния первой жертвой принудительной стерилизации была семнадцатилетняя девушка - Кэрри Бак. В 1927 г. ее обвинили в плохой наследственности, а значит, загрязнении американской расы. Основанием для обвинения Кэрри в нездоровой наследственности послужило то, что мать ее была в сумасшедшем доме, а сама девушка вне брака родила ребенка. Ее ребенок был признан социологом из ERO и медсестрой из Красного Креста по субъективному впечатлению ненормальным. Однако когда дочка Кэрри Бак пошла в школу, то выяснилось, что ее способности ничуть не ниже обычных, и девочка училась очень хорошо.

Дело Кэрри Бак послужило прецедентом для стерилизации 8300 жителей Вирджинии!

Мало того, разработки ERO использовала нацистская Германия. В 1933 году по американскому образцу гитлеровское правительство принимает закон о стерилизации. Это закон тут же перепечатывается в США, в "Евгенических новостях". На основании закона в Германии были стерилизованы 350 тыс. человек!

Неудивительно, что руководитель ERO в 1936 году получает почетную докторскую степень в Гейдельбергском университете за "науку о расовой чистке" ("the science of racial cleansing").

В США в 1939 году было признано, что большинство положений евгеники, разработанных в 20-30-е, являются ложными и дискриминационными. Институт, являвшийся ведущим в данной области, Eugenics Record Office, был закрыт.

 

 

 

 

 

На главную страницу