Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Главная страница - Образование в России - Прогноз непогоды - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика- В фокусе семья - Искусство - Общество - Богословие - Экономика - Политика

 

Архиепископ Викентий требует искоренения проповеди безнравственности, вседозволенности, разврата

Выступление Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на заседании
Совета по реализации государственной политики в области свободы совести и религиозных объединений
при Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Петре Латышеве

17 марта 2003 года


Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский ВикентийВаше Превосходительство! Уважаемый Петр Михайлович!

Уважаемые члены Совета и все присутствующие!

Тема информационного взаимодействия органов государственной власти и традиционных конфессий не может ограничиться организационными и техническими аспектами, как это может показаться на первый взгляд. Она особенно актуальна в связи с изменением названия и, вероятно, направленности деятельности нашего Совета.

Я позволю себе привести мнение по этому поводу человека, далекого от православия и от наших государственных органов. Поэт и обозреватель английской телерадиокомпании Би-Би-Си Равиль Бухарев опубликовал около года назад в "Независимой газете" интересную статью. Опираясь на идеи Норберта Винера и испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета, автор высказал мысль, что процесс функционирования человеческих обществ (цивилизаций) можно рассматривать как процесс приема, усвоения, обмена и переработки информации в трех основных сферах ее бытия, а именно: 1) в сфере религиозного (Божественного) Откровения и нравственности; 2) в сфере гуманитарного и естественнонаучного теоретического знания; 3) в сфере практических технологий.

Равиль Бухарев при этом подчеркивает, что уровень развития цивилизации определяется эффективностью восприятия и осмысления информации на каждом из вышеназванных уровней. И чем большая часть общества не имеет доступа ко всем уровням информации, тем такое общество более "ущербно" и "ранимо" по отношению к тем, кто, наоборот, такой информацией обладает.

Соответственно, общество, заинтересованное в нормальной жизнедеятельности, должно руководствоваться этой информацией - в том числе и духовно-нравственной традицией - в устроении своей повседневной жизни. Святые отцы нашей Церкви учат нас, что человек трехсоставен, в нем взаимодействуют дух, душа и тело. И если мы хотим быть гармоничными, мы должны иметь должное попечение обо всех этих составляющих. И отдельный человек, и людское сообщество в целом.

Поэтому таким важным является то, что сегодня мы видим явное стремление исключить из жизни общества сам уровень религиозной и нравственной информации. Для этого стараются размыть сами нравственные критерии, смешать добро и зло, поставить на одну доску целомудрие и разврат, стяжательство и благотворительность, традиционные конфессии и самые странные новообразования.

Такие усилия предпринимаются с XVII века, когда имели место первые попытки оправдать борьбу с христианством, с другими традиционными конфессиями необходимостью строить жизнь только на основе гуманитарного и естественнонаучного знания. В ХХ веке и гуманитарные знания активно устраняются из обихода человеческой жизни. Политики и ученые мужи все более стремятся убедить нас, что все сегодняшние проблемы общества могут быть решены на технологическом уровне: введением компьютерного учета, развитием экономики, науки и промышленности, проведением тех или иных реорганизаций управленческих структур или учебных заведений, устроением материального благополучия.

Никто не отрицает возможности и таких усилий, но не надо пытаться сделать их единственной формой устроения общества. При этом мы, православные люди, вспоминаем слова Господни обращенные к фарисеям, которые в гордыне своей привели свой народ к величайшей духовной и государственной катастрофе:

"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять" (Мф. 23:23).

Давайте посмотрим на современное западное общество, которое пошло лишь путем развития экономики, науки, управленческой системы. Достижения в этих областях не ликвидировали ни наркомании, ни социальных язв, ни разврата, ни преступности. Наоборот, в обществе, где упор сделан только на технические решения, на развитие лишь материального благополучия, эти отрицательные явления достигли небывалого распространения. И они поражают все слои общества. Об этом достаточно точно говорит Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:

"Давно известно, что увеличивая свои желания и не имея возможности удовлетворить их, мы делаемся несчастнее, и наоборот - ограничивая свои желания, мы сможем довольствоваться немногим и стать счастливее: Плотский, завистливый и жадный человек смотрит на то, что есть у других и чего у него нет. Отсюда неудовлетворенность и погоня за достижением материальных благ. Такой человек нередко пренебрегает голосом своей совести и моральными запретами; он часто не замечает свои недостатки, а, напротив, видит свои добродетели и выставляет их напоказ".

Совсем недавно Россия не имела представления о СПИДе, о наркомании, об организованной преступности. В последние десятилетия все эти проблемы достигли опасной остроты. И совпало это наступление зла с периодом "перестройки", когда западная бездуховная модель устроения общества многими была принята за образец. Можно с полным основанием сказать что, поразившие нас социальные инфекции являются общемировым явлением, застигающим Россию настолько, насколько мы согласны быть в русле общей тенденции отхода мира от Бога, от нравственного закона Им нам данного, что политически, идеологически и экономически выражается ныне в явлении глобализации. И здесь нам должно вспомнить предостережение апостола Павла: "Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими" (Евр 13:9).

Уважаемый Петр Михайлович!

Вы не раз подчеркивали, что новую Россию можно строить только на основе высокой нравственности и ответственности. Россия имела всегда традиции высокой духовной и нравственной жизни, и нам надо их возрождать, не повторять ошибок других народов.

Сегодня много говорится о катастрофическом сокращении населения России, о падении рождаемости, о миллионах абортов - умышленных убийств детей в чреве матери, о бездомных и безнадзорных детях, о проституции и преступности, о наркомании и больных СПИДом. При этом самое страшное, что обо всех этих явлениях говорится без возмущения и горечи, а как о норме нашей жизни! В результате, все словно забывают, что все это - и сложная демографическая ситуация, и болезни, и преступность - есть прямые последствия той разнузданной проповеди вседозволенности, разврата, гомосексуализма, блуда и "свободной любви без нравственных предрассудков", свидетелями которой мы являемся в последние годы. Именно разврат и вседозволенность широко открывают дверь наркомании, преступности, проституции, ВИЧ-инфекции, и - в конечном итоге - ведут к деградации общества. Именно проповедь так называемой "свободной любви" служит разрушению семьи, недозволенно легкому отношению к половым связям, а затем - к абортам, к убийству своих детей. Все это становится одним из фронтов борьбы против России, против ее возрождения и достойного положения в мире. Позвольте по этому поводу привести мнение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:

"Мы живем в трудную эпоху, когда битва добра и зла, борьба Православной Церкви за веру в истинного Бога, за христианские духовные ценности достигла чрезвычайной остроты. Христианская жизнь всегда есть брань с духами злобы поднебесной, но в наше время произошло качественное изменение: кажется, зло вышло из подполья и бесстыдно торжествует свою победу над добром."

Недавние события в столице нашего федерального округа Екатеринбурге являются в этом еще одним печальным подтверждением. Впервые за всю истории России люди, подверженные содомскому греху и другим пагубным страстям, отстаивали "свое право на порок" перед стенами храма Божия. Теперь они создали общественное объединение и от его имени подали заявление на имя зам. Генерального Прокурора РФ в УрФО о возбуждении уголовного дела по ч.2 ст. 280 УК РФ, и ч.2 ст. 239 УК РФ в отношении учредителей, руководителей и участников Свердловской общественной организации "Студенческое православное братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"; заявление в Главное управление Министерства юстиции по Свердловской области в отношении Свердловской общественной организации "Студенческое православное братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия" с требованием 1) вынести предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности; 2) провести проверку деятельности "Православного братства" на предмет соответствия Закона "Об общественных объединениях"; заявление в Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций с требованием вынести предупреждение "Православной Газете" о недопустимости распространения экстремистских материалов.

Таким образом, мы видим сегодня, как защитники сексуальных меньшинств присваивают только себе права, которыми - не в меньшей мере! - обладают те, чью традиционную нравственность, культуру и мораль оскорбляет открытая проповедь вседозволенности, разврата, гомосексуализма. А тех, кто стремится говорить о необходимости нравственной жизни, пытаются объявить экстремистами. Показательно, что это общественное движение направило также заявление в Уральское территориального управления МПТР России с требованием вынести предупреждение "Телевизионному Агентству Урала" (телепрограмма "9 1/2") о недопустимости распространения экстремистских материалов и недопустимости употребления ненормативной лексики в телеэфире и заявление в Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций с требованием вынести предупреждение областной молодежной газете "На смену!" о недопустимости распространения экстремистских материалов.

То есть два средства массовой информации, поддержавшие проводившиеся в полном соответствии с Законом выступления против открытия в центре столицы федерального округа, рядом с резиденцией Полномочного Представителя Президента Российской Федерации, развратного заведения, оказались под угрозой закрытия. А то, что практически по всем телеканалам идет показ так называемых эротических фильмов и программ, развращающих наших сограждан, почему-то ни у кого не вызывает подобных заявлений.

Мы видим ныне, что люди, проповедующие безнравственное поведение, развращающие нашу молодежь, в конце концов, разрушающие те духовные основы, которые послужили фундаментом для создания великого государства России, обладают уже даже большими правами и возможностями, чем люди, стремящиеся жить по нравственным законам и созидать нашу Родину как пример для всего мира! Как мне сообщили, теперь этим людям предоставлены льготы по сравнению с другими гражданами - они могут не исполнять свой долг по защите Отечества, не служить в армии. В то же время слово Церкви, обличающей грех, призывающей к нравственной жизни, становится поводом для критики, для осмеяния в средствах массовой информации. Политические и государственные деятели, которые стремятся выступать с патриотических позиций, сталкиваются с таким же противодействием.

Все это является прямым подрывом безопасности нашего государства - и вседозволенность в развращении народа, и преследование лиц, выступающих против растления, и предоставления предпочтительных прав людям, подверженным порокам.

В этом свете возникает вопрос, каким на деле является конкретное наполнение конституционного принципа равенства всех перед законом? Неужели в России проповедь разврата стала равноценна проповеди целомудренной нравственной жизни? Почему меньшинство, не понимающее многовековые традиции и нормы нравственного закона, получает возможность навязывать свою точку зрения большинству? Создается впечатление, что механизм демократии дает сбои и становится механизмом разрушения России. Какое будущее ожидает наше Отечество в этом случае и в самое ближайшее время?

Именно в интересах морали, нравственности, традиционных духовных ценностей православные люди - и поддерживающие их представители других конфессий - высказывают свое мнения о необходимости ограничить пропаганду порока. При этом они строго следуют требованиям статьи 45 Конституции Российской Федерации: "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". А статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации требует от родителей "заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей". Потому люди так взволнованы возникшей ситуацией нарушения их прав, прав их детей и внуков.

При этом если мы обратимся к зарубежному опыту, то увидим совершенно иные примеры. В Соединенных Штатах Америки на протяжении десятилетий действуют федеральные и местные финансовые программы, направленные на утверждение среди молодежи традиции сохранения целомудрия до вступления в брак, на формирование здорового образа жизни. В большинстве штатов США не побоялись категорически запретить курение во всех общественных местах, и это многих подвигло отказаться от этой опасной для здоровья - своего и окружающих - привычки. Во Франции и Германии запрещена деятельность тоталитарной секты сайентологов. Во Франции владельцы кинотеатров имеют особые льготы, если они ведут в основном - до 80 процентов - прокат отечественных фильмов. Такая же практика установлена на телевидении. Таких примеров в странах с достаточно развитой демократией достаточно много, но почему-то мы же не спешим им следовать. А скорее следуем дурным примерам.

Всем известно, что эксплуатация человеческих пороков - пьянства, наркомании, разврата - приносит немалые прибыли. И противостоять этой силе можно лишь при реальной поддержке всех государственных институтов. Если мы хотим сделать нашу жизнь более благоустроенной, достойной человека и соответствующей нравственному закону, мы должны проявить себя подлинными патриотами своего Отечества и ясно выразить свою любовь к России тем, что, в первую очередь, обратить внимание не на последствия, а на искоренение причин, их порождающих - в первую очередь проповеди безнравственности, вседозволенности, разврата.

К сожалению, деятельность традиционных конфессий, особенно в сфере социального служения, образования, культуры искусственно сдерживается тем, что не решаются вопросы, нами поднятые. В частности, это касается возвращения церковной собственности, утверждения права верующих на введение духовно-нравственных факультативов в светских учебных заведениях, обеспечения льгот для благотворителей и так далее. Все вышеперечисленное не может не беспокоить нас и как граждан России, и как верующих. И информация об этой обеспокоенности на протяжении последних десятилетий доносилась священноначалием Русской Православной Церкви, лидерами других традиционных конфессий до органов государственной власти. К сожалению, в настоящее время не отлажен механизм выяснения отношения традиционных конфессий к подготавливаемым решениям на местном, губернском и федеральном уровне. А ведь своевременные консультации могли бы заблаговременно выяснить проблемы и конфликты, которые возникают из-за скоропалительных решений, не учитывающих традиции нашего Отечества. Считаю своим долгом обратить Ваше внимание на то, что Русской Православной Церковью, другими традиционными конфессиями накоплен значительный фактический материал, характеризующий деятельность тех или иных религиозных объединений, в том числе и за пределами России. Это вновь показала международная научно-практическая конференция "Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма", проходившая при поддержке Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. Данные материалы часто не касаются вероучительных вопросов, а открывают итоги деятельности религиозного объединения. Однако, как показывает даже опыт заседаний нашего Совета, этот массив объективной информации еще мало используется органами государственной власти и местными администрациями.

Аналогичная ситуация и с вопросами нравственной оценки того или иного явления общественной жизни. Именно в этих вопросах Русская Православная Церковь, другие традиционные конфессии должны иметь действительное право голоса. В качестве примера хотел бы привести пример, который сообщил корреспонденту "Православной газеты" председатель иудейской религиозной общины при Екатеринбургской синагоге Я. М. Соскин. Он рассказал: "Уже в 20-м веке, в новом израильском городе, который назвали Содом, предприниматели хотели устроить "туристическую Мекку" в духе одноименного города - с геями, стриптизом, казино и так далее. Но главный раввин выступил против: "Бог может и второй раз стереть с лица земли порочный город!" И мнение священнослужителей возымело свое действие. Теперь порочные люди в своих стремлениях уезжают куда-нибудь за пределы Израиля".

В нашем многострадальном Отечестве насущно необходимо сегодня принятие законодательных актов, создание общественных институтов, которые противостояли бы безнравственности и разрушению наших духовных ценностей и стремились бы создавать условия для возрастания людей в добродетельной жизни по примеру наших благочестивых предков. Это будет достойным результатом взаимодействия органов государственной власти и традиционных конфессий.


"Православная газета"

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

    Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru