О многозаботливости

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Божественная Литургия 28 июня 1998 года

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Господь говорит в сегодняшнем Евангелии о тайне простой жизни - о том, чтобы мы среди наших печалей, среди испытаний, среди всех лишений не заботились ни о чем. «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34).

«Не заботьтесь ни о чем, а живите легко, свободно, чтобы не быть рабами всего того, что хочет поработить вас и лишить вашу жизнь радости» - вот что значат Его слова. Тогда око наше будет простым, детским, светлым, доверчивым к Богу, потому что светильник для тела есть око. «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, - говорит Господь, - то все тело твое будет темно». Все тело твое будет темно, если око твое будет помрачено каким-нибудь грехом. Если оно лишится той простоты, целостности видения жизни, к какой призывает Господь.

Какие сегодня нечистые, темные глаза у многих людей! Такая же темная жизнь и темные пути, которые не видят ясно того, что открывает Господь. Они рассуждают так: «Конечно, Богу хорошо служить, но мы же не духи, у нас есть тела, земная жизнь и о ней нужно позаботиться».

Служение двум господам, говорит Спаситель, неизбежно приводит к такому состоянию, когда мы начинаем одного господина ненавидеть, а другого любить: об угождении одному прилагаем все заботы, а к другому относимся все с большим нерадением. Чем больше люди начинают любить «другого господина» - маммону - бога земного богатства, тем больше они ненавидят Господа и Церковь. Их ненависть доходит до того, что они, отвергая Бога, делают все, чтобы ничто не мешало им обогащаться и быть уверенными, что все под их контролем, что они - в полной безопасности.

Когда жизнь уходит из-под власти человека, на кого ему надеяться? Только на Бога, обретая другую безопасность - реальную, непоколебимую, истинную - в Самом Господе.

Господь не говорит, что богатство само по себе плохо. Он спрашивает: «О чем ты заботишься?» - то есть, какими путями хочешь приобрести богатство. Может быть, такими, какими обычно сейчас обогащаются люди? Но «от трудов праведных не построишь палат каменных». Есть рассказ об одном человеке, как он обогатился. Он занимался торговлей, обмеривая и обманывая других людей. Юродивый сказал ему, что всякий раз, когда он совершал обман, он брал от своей души. Умножая свое богатство и радуясь его прибавлению, он всякий раз отнимал от своей души.

Неправедные богатства бывают нажиты, как правило, за счет какого-нибудь преступления - убийства, воровства или ограбления. Например, ограбления целого народа. За счет растления народа. На этом можно заработать большие деньги.

По тому, как тратится богатство, видно, какими путями, какой заботой оно было приобретено. Богатство может никак не тратиться. Просто человек ничего не тратит, как скупой рыцарь. Для него богатство - как некий бог, на которого можно положиться, опереться, душу свою отдавать ему. А может тратить только для себя: приобретать машины, особняки, еще что-то, и все - для себя, для своего греха. В безумии своем человек может тратить богатство для того, чтобы и других людей соблазнять к поклонению маммоне, ко всякому греху. С помощью богатства он может покупать и продавать страну, растлевать, развращать детей и весь народ.

Идол маммоны, на самом деле - это смерть, говорит нам сегодня Господь, - именно из-за многозаботливости, которая всю жизнь нашу делает бесполезной и бессмысленной, наполняя ее постоянным страхом, что будем есть и пить завтра. И действительно, есть и пить скоро будет нечего. И дышать, из-за многозаботливости, будет нечем, потому что из-за чрезмерного развития науки и техники, из желания обеспечить себя далеко вперед, человечество разрушает уже природу. Даже природа скоро перестанет учить человека. Посмотрите, она вас назидает - говорит сегодня нам Господь, а человек все уничтожает.

Из-за многозаботливости Россия, самая богатая природными ресурсами в мире страна, стала самой нищей. Если многозаботливость проникнет в Церковь, говорит сегодня Христос, это значит, что наступит конец миру. Если в первую очередь мы будем заботиться о том, о чем заботятся люди, не знающие Бога, не знающие, кому довериться и на что опереться, если в Церкви перевернется этот порядок - жить, не заботясь о завтрашнем дне - тогда свет, который в нас, будет тьмою. «Итак, - говорит Господь, - если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Тьма будет такая, какая она будет уже при наступлении тьмы - власти тьмы, кончины мира.

Будем молиться о том, чтобы нам - тем, кому Господь открыл истинное богатство жизни, Он дал узнать, что есть наше сокровище. Мы должны научиться доверять Богу. Научиться простым детским взором видеть все пути истории, все, что происходит в нашей судьбе. Чем больше мы будем доверять Господу, искать Царства Его и правды Его, тем больше у нас надежды, что все устроится с нашим Отечеством, потому что Сам Господь примет тогда участие в нашей нужде.

Мы должны искать не просто Царства Небесного, но и правды Его. То есть не просто все исполнять, ходить на богослужения, а выйдя из церкви, заниматься своими делами, думая при этом: «Молитва - молитвой, а дела - делами». Именно в этом случае величайшая религия - вера истины - превращается в суеверие. Оттого, что мы не ищем правды Божией, мы лишаемся дара доверчивости Господу.

Господь говорит сегодня такие прекрасные, удивительные слова о том, как должен жить человек, показывая на птиц небесных, на лилии и траву полевую. «Взгляните на птиц небесных, - говорит Он, - они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?».

«Ну да, - скажут некоторые, - птицы ли не трудятся, не собирают в свои житницы ничего? Посмотрите на воробьев, или стрижей, или ласточек, или трясогузок. Сколько они трудятся для своего ежедневного пропитания!» Но Господь говорит о другом - не о том, что они трудятся, а не заботятся. У них нет никакой заботы. Они живут абсолютно беззаботно, легко. Вот об этой свободной жизни возвещает нам Господь. Он не говорит о том, чтобы в нашей жизни не было обычной предусмотрительности. Он не говорит о том, чтобы мы были беспечными, безответственными и бездумными людьми.

Праздность есть искушение Бога. Подобно тому как диавол искушал Самого Господа, предлагая Ему броситься с высоты, ссылаясь при этом на Писание: «ибо ангелам Своим заповесть о Тебе, на руках возмут Тя да не когда преткнеши о камень ногу Твоею», так и здесь. Вместо доверия Богу - гордость. Вместо радости и мудрости - безумие и отчаяние. Самая главная тайна жизни, которой мы должны научиться - безграничное доверие Богу.

Люди, не знающие Бога, ищут земное, потому что они не знают лучшего. Они ищут земное с заботой и тревогой, потому что они живут без Бога в этом мире и не понимают, что есть Божий промысел, есть Отец Небесный, который бесконечно любит нас и знает лучше нас, что нам нужно.

Почему без конца мы готовы слушать птиц и смотреть на цветы полевые? Из какого мрака и холода цветы вырастают и каким сиянием и радостью облекает их Господь, так что никакие цари земные во всей славе своей не имели праздничной одежды такой! Цветы существуют для того, чтобы напоминать нам, что жизнь - это праздник. Преддверие вечного праздника, для которого создан человек. И птицы, не заботясь ни о чем, живут самой веселой жизнью. Они поют среди ветвей и хвалят Господа. Если мы будем ни о чем не заботиться, как они, мы будем петь, как они, всегда радуясь, всегда благодаря Бога. Аминь.

 

 

О многозаботливости

Божественная Литургия 20 июня 1999 года

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали Евангелие, где Господь говорит всем нам хорошо известные слова: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Он говорит о том, что свет в нас есть внутреннее зрение - око, которое должно быть светильником. Как внешнее физическое зрение является светильником для всего тела человека, так внутреннее наше духовное зрение определяет все.

Все в нашей жизни зависит от того, какое у нас око, то есть, куда мы смотрим и какие цели имеем. Если мы устремляемся к чистоте, к добру, то, естественно, и поступки наши будут добрыми и чистыми, вся жизнь наша будет светлой и светлым станет наше тело. Если же наше внутреннее око - лукавое, злое и похотливое сердце - устремлено ко злу, к развращенности, к приобретению богатства и славы на земле, то, соответственно, в зависимости от того, куда оно смотрит, туда и будут направлены наши поступки и вся наша жизнь. И тело наше будет темным, как у мертвого человека.

Омертвение и потемнение нашей жизни происходит именно по той причине, что человек не туда глядит. Это произошло, как мы знаем, со всем человеческим родом. Это происходит и сегодня, и раскрывается на все большей глубине. Единственным светом, чистотой и добром, к которому должен устремляться человек, если он хочет обрести свое око светлым, если хочет, чтобы свет в нем не стал тьмой, является Сам Христос - Свет мира.

«Если око твое будет чисто, - говорит Христос, - то все тело твое будет светло». Вся Церковь светлая, потому что око Церкви - Христос. Вся Церковь сияет светом от ее святых. Апостол Павел обращается ко всем христианам, называя их святыми, поскольку этот свет нам принадлежит, и весь наш путь в Церкви Христовой - через мрак этого мира к преодолению той помраченности, которая в нас есть, светом благодати Христовой.

От нас требуется одно-единственное - чтобы мы были в Церкви. Чтобы крещение света, которое мы приняли от Бога, оказалось нам не в суд и во осуждение, а в радость, в свет жизни вечной. Для этого требуется целостность жизни. Христос не говорит, что мы не должны смотреть одновременно туда, где свет, и туда, где мрак. Он говорит, что мы не можем этого делать, потому что не можем одновременно служить двум господам - Богу и ценностям мира сего, на которых мы хотим строить свою прочную, будто бы, жизнь. Как говорит преподобный Исаия, человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз. Не то, что «не должен», но - «не может», потому что это противоестественно. Он не может быть устремленным к Небесам и одновременно к земле.

Есть самое печальное в противоестественном состоянии человека после его отпадения от Бога - когда мы теряем единственный подлинный свет, который в нас остался после отпадения - способность различать добро от зла и истину от лжи. И способность предпочитать лучшее худшему, устремляться к добру, отвергая зло.

Сегодня мы все чаще наблюдаем, что человек не различает уже добро от зла, потому что в мире делается темно. Тьма сгущается, так что человек не различает уже в самом себе добро от зла, он утрачивает способность предпочитать добро злу. Если этот свет в человеке - тьма, говорит Христос, то какова же тьма? В какой страшной тьме пребывает душа человека, душа народа, душа человечества, когда происходит исполнение этого пророчества Христова в мире!

Святитель Николай Велимирович говорит, что эти слова относятся не только к внутреннему миру человека, они относятся также и к людям, которые имеют особенное служение от Господа - то есть, к родителям, учителям, руководителям государства, к священникам Церкви Божией. Если те, кто идут впереди других людей по своему призванию, не видят, куда они идут, и не различают добро от зла, то насколько меньше способны это делать те, кто следуют за ними! Если родители сами уже не способны предпочитать добро злу, то что можно сказать об их детях?

Правда, согласно словам сегодняшнего Евангелия, они преисполнены многозаботливости. Может быть, они даже преисполнены многозаботливости об устроении земного счастья своих детей. И поэтому у них просто нет времени для собственных детей, так что их воспитание они предоставляют телевизору. В то время как родители заняты своей работой, делами, в их дома с помощью телевизора входят бандиты и проститутки, и каждый Божий день учат их детей «уму-разуму». Какое поколение, в результате, вырастает в нашей стране? Поколение, которое исполнено жестокости и похотливости, ведьмовства, страхов перед жизнью.

В полной мере это относится и к другим людям - тем, кого Бог избрал быть светом неведающих. Учителя лгут детям в школе. Ложь, которая была в коммунистические годы - это действительно цветочки, потому что атеизм сменяется в наше время сатанизмом. Если учителя в школе демонстрируют детям всякое непотребство и обучают их, как пользоваться контрацептивами (даже произносить это страшно), то какие дети будут от этого «ока» и от такой «заботы» о них?

Если руководители народа и государства не просто безбожные люди, а преступники самого крупного масштаба, то каким будет народ в своей массе, который видит все и считает, что сверху донизу все позволено? Если священники в Церкви будут недостойными, если они не будут знаменем верности Богу, чистоте Христовой, то что будет с простыми верующими людьми и со всею паствою, о которой Христос сказал: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф. 26, 31)? Если слепой ведет слепого, не оба ли они упадут в яму? Вот о каком зрении говорит сегодня Христос. И поэтому будем помнить о том, какой должна быть наша ответственность по отношению к тем, для кого мы, христиане, должны быть «оком».

«Вы - свет мира» - говорит Христос, обращаясь к нам. «Если свет, который в тебе, тьма, - говорит Христос, обращаясь ко всему роду человеческому - если Церковь и свет мира станут тьмою, то что станет с миром? - Какова будет тьма в мире?» Это и будет временем антихриста и кончиною всего.

Дай нам Бог не страшиться ничего, а понимать, насколько все серьезно, и исполняться подлинным доверием к нашему Богу, Который ведет нас и говорит, чтобы мы не уподоблялись людям мира сего, ищущим, что есть, что пить, и во что одеться. Он говорит нам сегодня, чтобы мы не предавали славу Царства Божия, для которой мы созданы, ради тленных ценностей.

Дай Господь, чтобы мы знали, что есть единственная забота, которая должна заполнять нас - это забота о том, как не лишиться тех даров, которые предлагает нам Господь. Или, вернее сказать, не просто забота - ведь Господь говорит: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и все остальное приложится вам». А просто забота может быть зловещей подменою всей нашей жизни. Человек может мучиться заботою, терзаться, видя то, что происходит с нашими детьми, и при этом пальцем не пошевелить, чтобы хоть что-то сделать для них там, где это от него реально зависит. Человек может быть снедаем заботой о том, что жизнь у него теплохладная, серая, не христианская. А может с сегодняшнего дня начать новую жизнь, сказав твердо, что благодатью Божией, светом Христовым в каждой отдельной ситуации, которую Бог мне предлагает, я буду так смотреть на все происходящее, как учит Христос, и Его крепостью хранить Ему верность.

Мы можем обрести силы исполнить то, что дает нам Бог, только тогда, когда мы сознаем постоянное присутствие Его среди нас, и когда мы устремляемся к этому свету Христову, по дару Его, по милости Божией достигая его.

Когда мы видим Самого Христа Бога, всегда присутствующего среди нас, тогда всякая самоубийственная многозаботливость, все страхи перед трудностями, которые испытывает, естественно, всякий человек, не видящий света Христова, исчезают, как дым, тают, как воск, перед лицом огня Божиего лика. Аминь.